Через два года после кровавой осады Московского театра выжившие жертвы и родственники погибших во вторник отметили годовщину трагедии, положившей начало обрушившейся в последние месяцы на Россию цепи терактов, в которых обвиняют чеченских боевиков.
Плачущие родственники зажгли свечи и возложили цветы к мемориальной плите, на которой значатся имена 130 жертв теракта. Православный священник провел заупокойную службу.
Власти заранее провели свою организованную церемонию, очевидно пытаясь совершить обходной маневр и избежать горькой критики со стороны родственников жертв. На этом мероприятии присутствовали по большей части официальные лица.
"На протяжении двух лет мы пытались убедить правительство, что необходимо сделать выводы из трагедии, чтобы не допустить ее повторения в будущем, но ничего подобного не произошло", - говорит сопредседатель общественной организации "Норд-Ост", имея в виду недавнюю вспышку терактов, в том числе захват школы на юге России, когда погибло больше 330 человек, половина из которых - дети.
23 октября 2002 года чеченские боевики захватили театр во время второго акта мюзикла "Норд-Ост", взяв в заложники около 800 человек, и потребовали у российских властей прекращения войны в Чечне.
В течение следующих 58 часов люди с автоматами и женщины в черных одеяниях, под которыми были пояса со взрывчаткой, держали их в зрительном зале.
Российские спецслужбы закачали в зал наркотический газ, чтобы вывести из строя террористов, а потом взяли здание театра штурмом, убив во время захвата 41 террориста. Террористы не привели в действие ни одно взрывное устройство, а почти 130 человек умерли от действия газа и вследствие неумело организованной спасательной операции.
Во вторник российские газеты сообщили, что захват театра был организован и профинансирован чеченским владельцем одного из московских коммерческих банков.
Газеты "Известия" и "Московский комсомолец" написали, что Руслан Эльмурзаев, известный также как Абу-Бакар, для организации захвата использовал средства "Прима-банка".
Критики Кремля обвиняют правительство в том, что они не извлекли уроков из трагедии с захватом театра, и говорят, что те же самые промахи и небрежность властей сделали возможным захват террористами школы в Беслане 1 сентября и то, что они смогли пронести туда большой арсенал оружия и взрывчатку. Захват школы завершился 3 сентября выстрелами и взрывами.
Возможно, уроки из захвата театра извлекли захватчики Беслана, которые взяли с собой двух собак, натренированных на обнаружение газа.
Лидер чеченских сепаратистов Шамиль Басаев взял на себя ответственность за оба теракта - захват театра и захват школы, а также за недавний двойной взрыв самолетов и многочисленные прочие теракты.
Официальный представитель федерального командования в Чечне генерал-майор Илья Шабалкин сказал во вторник, что основные лидеры чеченских боевиков Аслан Масхадов и Шамиль Басаев предположительно готовят новый теракт по типу бесланского. Шабалкин в телевизионном интервью сказал, что эта информация была получена от бывших боевиков, сдавшихся в плен.