Вчера премьер-министр Ариэль Шарон одержал крупную победу в кнессете, заручившись поддержкой для своего плана одностороннего отделения. План поддержало большинство депутатов кнессета, большая часть фракции "Ликуда" и коалиции. Один правительственный источник назвал это "еврейским большинством".
Кнессет одобрил решение правительства по устранению израильского присутствия в секторе Газа и на севере Западного берега и впервые дал принципиальное согласие на эвакуацию поселений с Земли Израиля.
После победы Шарон дал понять, что его решительность принесла свои плоды. С помощью "Аводы" и "Йагада", которые гарантировали ему большинство, Шарон смог преодолеть давление с требованием проведения референдума по плану одностороннего отделения, не испугавшись угроз своих главных министров. Он не внес никаких изменений в формулировку решения правительства, представленного в кнессет, и на этот раз он не шел на компромиссы, как было раньше.
Контакты с целью гарантировать большинство при голосовании продолжались до последней минуты через секретаря кабинета министров Исраэля Маймона, который стал представителем премьер-министра в кнессете, и члена "Аводы" Далию Ицик. Они разработали условия, по которым арабские депутаты не участвовали в пленуме.
"Мы одержали победу в важной битве, но впереди нас ждет еще много битв", - заявили в канцелярии премьер-министра.
Самый большой вопрос после одобрения плана отделения от сектора Газа кнессетом заключается в том, действительно ли теперь реализация этого плана необратима. Действительно ли выход из сектора Газа и с севера Западного берега осуществится независимо ни от каких событий?
Шарон обещает довести до конца отделение, и люди в его окружении хотят верить в то, что пути назад нет, несмотря на политический кризис и раскол в правящей партии. Несмотря на впечатляющий успех в кнессете, для реализации плана до сих пор есть четыре главных препятствия.
1) Закон о компенсациях эвакуируемым поселенцам. На следующей неделе кнессет будет голосовать за него в первом чтении. Этот закон уполномочит правительство начать эвакуацию поселений и выплату компенсаций. После этого начнутся дебаты в комитетах, а затем состоятся голосования во втором и третьем чтениях. Парламентский процесс долгий и утомительный, и закон могут заблокировать на любой стадии. Все же канцелярия Шарона полагает, что этот закон удастся провести через парламент относительно легко.
2) Решение об эвакуации. После принятия всех необходимых законов правительству еще предстоит принять решение - в феврале-мае - о действительном начале эвакуации. Это будет решающий момент, который либо подстегнет, либо разрушит эвакуационную машину. Между этим моментом и настоящим временем пролегает политическая вечность.
3) Политический кризис. Это самая неотложная проблема Шарона. После впечатляющей победы в кнессете ему придется вернуться на арену своей партии, где он терпел поражения не раз. Ультиматум министров Нетаньяху, Ливнат, Каца и Наве - "референдум или отставка" - лишь угрожает дальнейшим расколом "Ликуда", а это, помноженное на угрозы со стороны Национальной религиозной партии, ставит премьер-министра перед выбором - либо провести референдум, либо выборы, либо ввести в правительство "Аводу". Для Шарона это выбор между плохим, ужасным и наименее вероятным. Референдум или выборы могут отложить или отменить отделение, и Шарон рискует своим премьерским креслом. Расширение коалиции спасло бы план, однако пока неясно, как он может этого добиться, учитывая оппозицию в своей партии. Решительности, которую он демонстрировал вчера до голосования, может не хватить.
4) Террор. Шарон продолжает повторять, что под огнем не будет никакого вывода сил. В армии и среди новых сторонников премьер-министра слева есть те, кто думает, что это заранее подготовленная отговорка, чтобы в последнюю минуту избежать действительной реализации плана отделения - нечто для протокола, чтобы выйти в нужное время. Сложно предсказать, помешает ли террор выводу сил из сектора Газа, но в любом случае, политический путь до этого момента очень и очень долог.