Общество получает таких военных, каких оно само сформировало - включая и морально деградировавших
Интервью с бригадным генералом бундесвера Алоисом Бахом. Ныне 55-летний генерал, командир Центра по внутреннему руководству в Кобленце, в 2001-2002 годах возглавлял международную бригаду в Косово.
- Господин генерал, как вы можете охарактеризовать последние события? Что это было: мальчишеская шалость, симптом стресса или перегрузки?
- Это случай неправильного поведения. Можно сидеть и рассуждать, чем он вызван. Возможно, это был стресс, а возможно, и обычай, сложившийся в группе. Но нужно учесть и то, что общественные тенденции - больше насилия, больше секса, больше вуайеризма - находят свое отражение и в бундесвере.
- Предположим, череп был случайной находкой. Подготавливают ли солдат к таким ситуациям?
- Мы готовим военнослужащих, и, прежде всего, командный состав, к всевозможным ситуациям. Особо детально останавливаемся на таких темах, как смерть и ранения, а также поведение в экстремальных ситуациях. Мы пытаемся привить военнослужащим навыки межкультурной коммуникации: как я должен вести себя в отношении другой культуры, как должен уважать обычаи и традиции других людей. Однако самое важное: мы объясняем военнослужащим необходимость сохранения наших ценностей.
- Получается, что все, чему их учили, оказалось негодным?
- Нет, принципы обучения военнослужащих верны. Просто эти принципы должны постоянно приспосабливаться к новым требованиям. Негодными оказались только отдельные люди.
- Фельдфебель, который, по всей вероятности, руководил этим патрулем, должен был предотвратить подобное поведение?
- Этому должен был помешать любой военнослужащий, если он уважает те ценности, о которых ему рассказывали с самого начала обучения.
- Вполне возможно, что то, что произошло с солдатами в Афганистане, - проблема, касающаяся не только бундесвера. Посудите сами - нормальный человеческий разум отвергает подобное поведение.
- С этим я могу только согласиться. Если я буду относиться к другим так, как хотел бы, чтобы другие относились ко мне, и при этом всегда буду помнить о наших ценностях и правовых принципах, ничего плохого случиться не должно. И учтите: дискуссия относительно ценностей является единой для всего общества.
- Может ли бундесвер восполнить дефицит воспитания, если оно было недополучено в семье?
- Мы пытаемся восполнить подобный дефицит там, где только возможно. При этом нам необходима поддержка общества и, прежде всего, семьи. И все же отдельным случаям неадекватного поведения можно противопоставить позитивное поведения не одной тысячи военнослужащих, которые многое делали и делают для престижа бундесвера. При этом повторения подобных инцидентов нельзя исключать на 100%.