Число психических расстройств у военнослужащих, вернувшихся из Афганистана, возрастает. Однако те, кто несет за это ответственность, не хотят принимать во внимание всю глубину проблемы
После того как достоянием общественности стали фотографии, на которых солдаты бундесвера цинично позируют с человеческими черепами, на повестку дня для руководства бундесвера встало ограничение масштабов ущерба. Во время дебатов в бундестаге министр обороны Франц Йозеф Юнг (ХДС) предостерег вчера от "огульного обвинения" всего немецкого военного контингента за границей. Председатель Союза военнослужащих бундесвера Бернхард Гертц заявил: покуда не доказано обратное, он надеется на то, что речь идет о единичном случае. Католический военный священник Вальтер Микса выразил уверенность в том, что "это исключение", и попытался связать аморальный поступок шестерых немецких солдат с тем, что они "потеряли страх перед Богом". Какие бы объяснения случившемуся ни давались, бундесвер столкнулся лицом к лицу с серьезными проблемами.
Все больше военнослужащих после возвращения на родину жалуются на проблемы, связанные с психикой. Количество военнослужащих, у которых отмечаются так называемые посттравматические стрессовые расстройства (PTBS) за последние годы увеличилось почти в три раза. Если в 2003 году такой диагноз был поставлен 48 военнослужащим, то в 2005, по последним данным министерства обороны, их число достигло по меньшей мере 140 человек.
С 1996 года подобные расстройства были зафиксированы у 640 немецких военнослужащих. Особенно часто они встречаются у военных, вернувшихся из Афганистана. Именно там и были сделаны фотографии с черепами, взбудоражившие общественность. В прошлом году у 86 солдат, демобилизованных из афганского контингента, были отмечены психические травмы различной степени тяжести, в 2003 году таковых было 30.
По прибытии на родину военнослужащие жалуются в основном на нарушения сна и проблемы с концентрацией внимания. Зачастую они излишне раздражительны и склонны к приступам гнева. По сообщениям, симптомы могут быть и более серьезными: отмечаются приступы панического страха и полной беспомощности. Следствием этого могут стать повышенное давление, депрессия, злоупотребление алкоголем, наркотиками и сильнодействующими медикаментами. Причинами психической травмы могут стать драматические события: зрелище смерти, чувство страха и беспомощности - ситуации, с которыми миротворцы ежедневно сталкиваются в Афганистане. С 2002 года там проходили службу свыше 20 тыс. военнослужащих. Нередко целью нападений боевиков были именно немецкие миротворцы.
Несмотря на то, что значительный скачок в статистике посттравматических стрессовых расстройств подтвержден, в министерстве обороны ФРГ все еще не готовы признать всю серьезность сложившейся ситуации. Там успокаивают себя тем, что 140 случаев подобных психических расстройств, зафиксированных в 2005 году, не составляют даже 1% от общего числа вернувшихся со службы солдат. Однако реальное число может быть гораздо выше, предупредил Бернхард Гертц, который видит в "скандале с черепами" "проблему, связанную не с психологией, а скорее с моралью и человеческими ценностями".
Статистика министерства не охватывает резервистов и военнослужащих-контрактников, которые после окончания срока службы за границей покинули бундесвер. Нередко симптомы травматических нарушений проявляются только спустя месяцы после пережитого шока, в отдельных случаях - даже через годы. Кроме того, по мнению представителей Союза военнослужащих, возникают проблемы и с самой статистикой, поскольку многие военнослужащие, страдающие психическими расстройствами, не хотят признавать поставленный диагноз. Никто не хочет подвергаться насмешкам со стороны сослуживцев и считаться "слабаком".
Однако у тех, кто должен нести за это ответственность, осознания всей глубины проблемы пока не наступило. Министр обороны Франц Йозеф Юнг вчера заявил, что планирует усовершенствовать процесс отбора личного состава для операций за границей.