После того, как четыре года назад в Берлине своим собственным братом была жестоко убита Хатун Сюрюцю, родители которой приехали в Германию из Турции, разразились дебаты относительно браков по принуждению и так называемых "убийств чести" среди мигрантов турецкого происхождения. Девушка была убита потому, что родственники посчитали образ ее жизни "слишком немецким", пишет обозреватель Tageszeitung Даниэль Бакс.
За убийством египтянки Марвы эль-Шербини, совершенным три месяца назад в Дрездене мигрантом российского происхождения, последовало странное молчание немецких СМИ. Безработный преступник испытал приступ убийственной ненависти к работнице аптеки потому, что ее хиджаб показался ему слишком мусульманским, замечает автор.
И только тогда, когда реакции на это убийство из-за границы уже нельзя было не заметить, в самой Германии тоже заговорили об этом преступлении - но и тогда в большинстве публикаций сквозил скорее страх перед "мусульманской местью".
Согласно результатам опроса, проведенного дрезденским социологом Вольфгангом Донсбахом, 10% опрошенных не хотели бы иметь в качестве соседей африканцев, 18% - жителей Восточной Европы, а 25% - турок. Среди студентов-иностранцев дрезденского Технического университета, которых Донсбах опрашивал на предмет негативного опыта в связи с их национальностью, каждый третий признался, что уже сталкивался с оскорблениями в свой адрес, а иногда и "кое-чем похуже".
Убийца Марвы Алекс В., продолжает автор, также перед убийством обзывал девушку "исламисткой" и "террористкой". После событий 11 сентября 2001 года, отмечают социологи, негативное отношение к мусульманам и женщинам в хиджабах заметно выросло.
При этом, замечает издание, криминализация хиджаба превратилась во многих федеральных землях чуть ли не в "антиконституционный символ", и если женщину в мусульманском платке не принимают на государственную должность, то частные работодатели могут ей отказать и подавно.
Мнительное отношение к мусульманам в связи с тем, что все они имеют какое-то отношение к террористам, принимает самые разнообразные формы, пишет автор публикации. Так, к примеру, полиция Нижней Саксонии в течение последних лет "контролирует" определенные мечети, устраивая проверку документов и личных вещей верующих. При этом истинные сторонники "Аль-Каиды" вряд ли будут собираться в публичных местах, замечает журналист.
Хатун Сюрюцю посмертно стала символом насилия в мусульманских семьях турецкого происхождения, а дебаты, последовавшие за убийством, вынудили турецкие СМИ и объединения мигрантов уделять больше внимания подобным темам. При этом, отмечает издание, следует принимать во внимание и тот факт, что некоторые критики ислама могут воспользоваться этой темой в своих целях.
Убийство Марвы эль-Шербини должно было стать символичным как вопиющий пример вычленения мусульман и германского общества. Дебаты на эту тему были бы необходимы, полагает автор.