"Россия выпускает когти. В письме, адресованном 21 октября Франсуа Олланду, она угрожает Франции разбирательством в международном арбитражном суде за неуплату суммы в 300 млн евро. Отношения между Парижем и Москвой (уже испорченные конфликтами на Украине и в Сирии) отнюдь не нуждались еще и в этой сложной юридическо-дипломатической ситуации на почве космического сотрудничества, символа франко-российской дружбы", - пишет Рено Лекадр, корреспондент Libération.
"В основе поднятого шума - старое дело ЮКОСа: бывшие акционеры нефтяного концерна, приватизированного при Ельцине и вновь принудительно национализированного при Путине, - говорится в статье, - обратили взыскание на российское имущество по всему миру, и в соответствии с арбитражным решением им было присуждено 40 млрд долларов (36,6 млрд евро) в виде возмещения убытков. После катавасии вокруг Российского духовно-культурного центра в Париже (попытка акционеров ЮКОСа обратить взыскание на этот объект. - Прим. ред.) теперь возникла вторая - в связи с причитающимися выплатами концерна Arianespace своему аналогу - российскому космическому агентству "Роскосмос" - за использование ракет-носителей "Союз" для отправки своих спутников с космодрома Куру. "Фонды-стервятники" (зарегистрированные на Мальте), занимающиеся "наследством" ЮКОСа, летом 2015 года обнаружили 300 млн евро на счетах французского космического агентства, и они были заморожены.
"Французское правосудие включилось в это дело. В январе 2016 года суд первой инстанции решил снять арест на имущество на основании того, что "Роскосмос", хотя и является государственной компанией, но "не может приравниваться к Российской Федерации". Именно российское государство должно возместить убытки бывшим акционерам ЮКОСа", - говорится в статье.
Деньги до России так и не дошли.
"Россия в ярости, она не желает видеть, как наложен арест на эти 300 млн в пользу бывших акционеров ЮКОСа, и рассчитывает, что ей оплатят ее космические услуги. Отсюда эти угрожающие письма, формально составленные "Роскосмосом" как государственной компанией, а не от имени российского государства, которое за это время постигло тонкости французского права", - отмечает автор.
"Конкретно, Россия требует, чтобы Франция сняла арест с этих 300 млн в течение шести месяцев, в противном случае она обратится в международный суд. Срок выбран интересно: он истекает 21 апреля, иными словами, через четыре дня после нового заседания апелляционного суда Парижа (который должен будет рассмотреть дело Arianespace-"Роскосмос" по существу, ибо в октябре оно было рассмотрено только по форме). Проще говоря, российские власти требуют от французов, не говоря об этом напрямую, вмешательства в ход французской судебной процедуры", - утверждает автор.
"Эмманюэль Гайяр, адвокат правопреемников ЮКОСа, обративший взыскание на имущество, этим возмущен: "Русские прибегают к юридическому терроризму. Они рассуждают так, как принято у них, где правительство может оказывать давление на правосудие".
Министерство юстиции Франции в ответ на расспросы Libération на данный момент хранит молчание. Концерн Arianespace, со своей стороны, испытывает много неприятностей, поскольку действует в суде заодно с "Роскосмосом".
В случае отказа от предложения заключить соглашение "мы прекратим всякое сотрудничество, мы больше ничего не станем поставлять", угрожает заранее пресс-секретарь "Роскосмоса", передает журналист.