Во время войны в Ливане генерал Мишель Аун, христианский лидер "Свободного патриотического движения" и кандидат в президенты страны, встал на сторону "Хизбаллах". Почему?
- Как вы объясните ваш союз с "Хизбаллах"?
- Ни договора, ни союза не существует. Мы подписали (6 февраля 2006 года. - Libération) меморандум о согласии, который был предложен всем остальным партиям. В этих рамках можно было бы решить проблемы Ливана - такие, как отношения с Сирией и палестинцами, оружие "Хизбаллах" и пр. Меня тут же атаковали, сказав, что я присоединился к сирийско-иранской оси. На самом деле группировка, которая правит страной, не хочет национального согласия.
- Была ли "Хизбаллах" права, развязав войну?
- Обычно правила игры между "Хизбаллах" и Израилем заключались в чередовании похищений и обменов пленными. В декабре 2005 года "Хизбаллах" попыталась похитить израильских солдат в Гаджаре: она потерпела неудачу и потеряла троих людей против одного с израильской стороны. То, что произошло 12 июля, вписывалось в привычные правила игры: Хасан Насралла добивался обмена пленными, не более того. Но Израиль изменил правила, ответив тотальной войной, а это уже совсем другое! Эта война была бесполезной и бессмысленной: уничтожить "Хизбаллах" невозможно. Это не вооруженная группировка - это народ.
- Следует ли ее разоружить?
- Это внутриливанская проблема. Мы решим ее путем диалога, а не с помощью силы. Мы - демократическая страна.
- Но "Хизбаллах" опекают Сирия и Иран.
- Мой опыт работы на посту премьер-министра в 1988-1990 годах показал, что "Хизбаллах" стремится к самостоятельности. Она сотрудничала с сирийцами не больше, чем Харири, "Ливанские силы" и другие. В то время все ливанцы сотрудничали с Сирией с благословения США, Франции и даже Святого Престола. Все, кроме меня. Именно за это меня и выгнали. Теперь, когда сирийские войска ушли, нет никаких проблем с тем, чтобы иметь добрые отношения с Дамаском. В нашем совместном с "Хизбаллах" меморандуме говорится, что эти отношения должны выстраиваться по дипломатическим каналам, а не через партии или отдельных лиц.
- Дислокация 15 тысяч "голубых касок" к югу от реки Литани - это хорошо?
- С ливанской стороны UNIFIL ничего не угрожает: "Хизбаллах" будет соблюдать спокойствие. Единственное, чего мы опасаемся, это израильского рейда, который может спровоцировать конфликт. Израиль до сих пор не ушел из Ливана и ежедневно нарушает наше воздушное пространство. Международное сообщество должно заставить его уважать права Ливана.
- Как вы оцениваете политику Франции в Ливане?
- Я остаюсь другом Франции, которая приняла меня, когда я был в эмиграции (с 1991 по 2005 год. - Libération). К сожалению, при президенте Шираке франко-ливанские отношения свелись к отношениям между двумя семьями - его и Харири. Неужели кто-то забыл, как в 1996 году, выступая перед депутатами ливанского парламента, он заявил, что уход сирийцев нужно отложить до глобального урегулирования на Ближнем Востоке, то есть до греческих календ?
- Почему вы требуете отставки правительства?
- Нынешнее большинство является фикцией: это клептократия. Это сектантский режим, который не хочет достижения национального консенсуса. Бойкотируя мою парламентскую фракцию, он отстранил христиан от власти. Бойкотируя президента Республики, он нарушает Конституцию. Это очень опасно - мы идем к конфронтации.