General Motors и Союз работников автомобилестроения в среду договорились о четырехлетнем контракте, который должен стать вехой в борьбе американских компаний за право переложить заботу о медицинском страховании на сотрудников.
Соглашение, которое предусматривает создание огромного профсоюзного фонда для оплаты медицинских услуг, дает возможность аналогичным образом договориться со своими сотрудниками менее крупным конкурентам GM: Ford Motor и Chrysler.
Обратят на новый контракт внимание и другие американские компании, которым приходится выплачивать крупные суммы на здравоохранение: производители стали, алюминия и автозапчастей, считает Энди Крамер, партнер вашингтонской юридической фирмы Jones Day.
Профсоюз прекратил двухдневную забастовку, заключив предварительный договор, который также предусматривает введение двухуровневой системы оплаты. Часть новых работников будет получать существенно меньшую зарплату, чем нынешние 74 тыс. сотрудников.
Фонд здравоохранения, который будет находиться в управлении профсоюза - так называемая Добровольная ассоциация выплат сотрудникам (Veba) - позволяет компаниям снять с себя обязанности по страховым выплатам и избавиться от постоянных расходов, связанных с ними.
Пример GM "показывает, что возможность договориться по этим соглашениям на взаимовыгодных условиях существует", уверен Крамер.
Ряд других компаний, в числе которых Goodyear Tire, производитель грузовиков и двигателей Navistar и поставщик автозапчастей Dana, тоже ввели у себя фонды Veba, хотя их масштабы гораздо меньше, чем у General Motors. Расходы автогиганта на здравоохранение составляют более 50 млрд долларов. Ожидается, что вложения GM в новый фонд будут составлять 30-35 млрд.
General Motors и Союз работников автомобилестроения отказались раскрывать детали нового контракта до тех пор, пока он не будет ратифицирован членами профсоюза. Небольшая, но громогласно озвучившая свою позицию группа в составе профсоюза выступает резко против создания подобного медицинского фонда и прочих уступок.
Рик Уэгонер, председатель совета директоров и управляющий директор GM, заявил, что достигнутый договор "помогает нам закрыть основные конкурентные прорехи, существующие в нашем бизнесе".
Кроме того, Уэгонер сообщил, что соглашение создает "основу для сохранения и развития основной производственной базы в США". Более половины своих автомобилей компания продает за пределы США. Ранее автопроизводители из Детройта угрожали бороться с ростом издержек за счет перевода части производства за рубеж.
К середине среды цена акций GM выросла на 5%.
Тем не менее, некоторые аналитики выразили опасения, что хотя новый контракт и позволит компании уменьшить издержки, он не принесет таких коренных перемен, на которые надеялась GM.
General Motors, которую некогда прозвали "Generous Motors" ("Щедрые моторы"), неоднократно шла на уступки профсоюзу, чтобы обеспечить спокойствие на производстве и стабильную работу своих заводов.
В данный момент неясно, по каким ставкам будут определяться отчисления GM в Veba и каким образом компания будет финансировать фонд.
Лица, знакомые с ходом переговоров, сообщают, что Союз также согласился на введение двухуровневой системы для должностей, не связанных с производством. Это позволит GM предлагать нынешним сотрудникам отступные, а затем назначать на их места людей с более низкой зарплатой.