Многие западные газеты анализируют высказывания и предложения иранского президента Хасана Роухани, а также итоги встречи главы МИД Ирана с госсекретарем США. Неужели в отношениях Ирана с Западом действительно наметилось потепление?
"Если мы боимся иранской бомбы, нам следует поддержать Хасана Роухани" - рекомендует в заголовке своей статьи обозреватель The Guardian Саймон Дженкинс.
Текущий визит Роухани в Нью-Йорк - потенциально такой же прорыв, как поездки Никсона в Китай или Тэтчер в Россию. Роухани освободил иранских политзаключенных, пообещал гражданские права, назвал Холокост преступлением, а ядерную программу Ирана "исключительно мирной". "Он называет Америку не "большим шайтаном", а "очень дорогой и близкой нашим сердцам", - замечает автор.
Лондонские и вашингтонские "ястребы" продолжают требовать, чтобы Иран пошел на "конкретные шаги". Дженкинс замечает: возможно, они правы, но в Иране была насыщенная политическая жизнь во времена, "когда древние британцы все еще раскрашивали свои тела вайдой". Мнение Ирана стоит выслушать.
Политика Запада в отношении Ирана и истеричность фанатиков-клерикалов в иранском руководстве похожи как две капли воды, считает автор. Агрессивность Запада была большим подспорьем для популиста Ахмадинежада, а его антизападные, антисемитские речи приносили пользу западным стратегам. Два военно-промышленных комплекса - американский и иранский - "радостно запели в унисон".
Санкции, применяемые к Ирану, автор считает контрпродуктивными: "режим замыкается в себе, ослабляется городской средний класс, в рядах которого могла бы возникнуть будущая оппозиция, страдают преимущественно бедняки". Большинство режимов, объявленных вне закона, при режиме санкций стали еще более нетерпимыми и упрямыми, замечает автор.
Но Роухани подложил свинью западным интервенционистам. Он честно победил на выборах, его преимущества - опыт на дипломатическом поприще и поддержка аятоллы Али Хаменеи.
Роухани и Хаменеи начали придавать более открытый характер "антирыночной экономике", ранее созданной Ахмадинежадом, замечает автор. "Но им нужна торговля, чтобы создать прочный городской средний класс - противовес реакционерам", - говорится в статье.
Кеннет Поллек, экс-аналитик ЦРУ, пишет в своей книге "Немыслимое": ни санкции, ни ракеты не остановят обогащение урана в Иране, но конструктивный диалог, возможно, сработает.
Автор рекомендует Западу "всецело поддержать Роухани". "Если мы обойдемся с ним, как с лжецом или как с блефующим, это не даст нам никаких преимуществ", - пишет он. Если мир опасается иранской бомбы, нужно всеми силами помочь Роухани в его противостоянии с силами, пытающимися обзавестись этой бомбой.
Когда же дипломаты требуют "конкретных шагов", не предлагая таковых взамен, то, значит, они втайне надеются, что сближение провалится, сетует он. "Это означало бы, что душа западной дипломатии в плену у циничной воинственности. Усама бен Ладен злорадно посмеялся бы над этим", - так завершается статья.
"Роухани повышает ставки накануне судьбоносной встречи США и Ирана" - так оценивает The Times ситуацию в заголовке. Роухани потребовал с трибуны ООН, чтобы Израиль вскоре отказался от ядерного оружия, напоминают журналисты Роджер Бойз и Уилл Павиа. "Это произошло спустя всего несколько часов после заявления Роухани, что Тегеран готов в ближайшие 3-6 месяцев заключить с Западом договоренность о ядерной сфере", - подчеркивают авторы.
Израиль, со своей стороны, заявил, что Роухани пытается "улыбками проложить себе дорогу к бомбе".
Газета комментирует: "Несмотря на все обнадеживающие сигналы из Тегерана, попытка Роухани придать проблеме химического и ядерного оружия региональный характер, непосредственно втягивая Израиль, подогреет подозрения, что Иран пытается добиться отмены болезненных экономических санкций взамен на частичные и обратимые уступки по вопросу о своей ядерной программы".
"Вполне возможно, что они пытаются выиграть простор для передышки, а потом просто пойдут на попятный, под предлогом того, что Израиль не разоружается, - сказал в интервью неназванный западный дипломат. - Со всех сторон налицо колоссальный дефицит доверия".
В понедельник премьер-министр Израиля Нетаньяху нанесет визит в Белый дом. "Там он изложит свои главные требования: прекращение всего нового обогащения урана в Иране, вывоз за границу уже обогащенного урана, закрытие ядерного завода в Куме и прекращение обогащения плутония", - говорится в статье. Израиль надеется, что эти требования сохранятся на возобновленных переговорах "5+1" с Ираном.
Роухани, со своей стороны, уже намекнул на помехи переговорам - а именно, на то, что Иран хочет, чтобы мир признал его право на развитие атомной энергии в мирных целях.