Журналистка Le Figaro Изабель Лассер встретилась с Полиной Жеребцовой - ее книга о детстве в охваченной войной Чечне недавно вышла во Франции.
Жеребцова пережила обе войны, которые сотрясали эту маленькую кавказскую республику с 1994 по 2004 год. Когда началась вторая чеченская кампания, ей было 14 лет и она вела дневник, говорится в статье.
"Обе войны были чудовищны, - вспоминает она. - Но вторая еще ужасней, потому что воюющие утратили всякую человечность. Не было больше никакого сострадания".
"Если я смогла не сойти с ума, если я не начинаю выть, заметив приближающийся самолет, то это благодаря дневнику, - уверена Полина. - Писание помогло мне выплеснуть наружу ужасы войны, следить за ней как наблюдатель, а не переживать ее".
"Из-за своего происхождения (мать - русская, отец - чеченец) Полина иногда подвергалась опасности, поскольку чеченские сепаратисты, чьи семьи были уничтожены, навсегда разрушены озверевшими русскими войсками, порою вымещали злость на русском населении Грозного", - пишет автор статьи.
"Для чеченцев я была русской, для русских - чеченкой", - рассказывает Полина.
В 2004 году она и ее мать сумели уехать из Грозного в Ставрополь, а оттуда, благодаря поддержке Александра Солженицына, в Москву.
"Став правозащитницей, выучившись на журналиста и психолога, Полина попыталась опубликовать свой личный дневник, - сообщает Лассер. - Российские издатели, опасаясь возмездия Кремля, не хотели с ней связываться. В 2011 году она подписала контракт с маленьким специализированным издательством, но угрозы расправой, запугивания по телефону и нападения подталкивали ее к эмиграции. В 2012 году она уехала в Финляндию".
Сегодня столица Чечни восстановлена. На месте руин, развеяв трупный запах, вознеслись роскошные многоэтажки, но Полина туда не вернется, сообщает журналистка.
"Грозный был отстроен, но на крови, - объясняет Жеребцова свое нежелание возвращаться на родину. - Чечни, которую я знала, в которой разные народы жили в мире, больше нет".
Последствия пережитого по-прежнему ее преследуют, особенно по ночам. "Иногда она стонет в кровати, вновь переживает бомбежки, вновь видит лестничные клетки, заполненные убитыми", - рассказывает муж Полины. Чтобы избавиться от кошмаров, она собирается опубликовать остальные тома своего дневника, заключает Лассер.