В течение 50 лет рисунки старых мастеров тайно хранились в провинциальном российском городе, под кроватью анонимного офицера советской армии, который подобрал их в подвале немецкого замка в конце Второй Мировой Войны, когда советская армия уходила из Берлина.
Мозаика 18-го века из полудрагоценных камней - одна из четырех мозаичных композиций, украшавших стены Янтарной комнаты во дворце под Санкт-Петербургом до 1941 г, когда вся комната была разобрана и вывезена немецкой армией.
Судьба распорядилась - а политики наконец-то решили - так, что в конце этой недели 101 рисунок Бременского Художественного Музея и мозаика из дворца в Царском Селе - кусочки того, что сохранилось после разрушительной войны - впервые появятся вместе во время церемонии обмена, на которой собираются присутствовать президент России Владимир Путин и министр культуры Германии Майкл Науманн.
Впервые Россия выдаст часть своего так называемого трофейного искусства: огромной, беспорядочной коллекции картин, скульптур, археологических находок и прочих культурных объектов, вывезенных советскими войсками из Германии в качестве компенсации за огромные потери, которые Советский Союз понес вследствие вторжения нацистов.
Это отчасти скомпенсирует трагическое исчезновение знаменитой Янтарной Комнаты, подарка прусского короля Фредерика Вильяма Второго Петру Великому. В настоящий момент комната реконструируется на средства гранта в $3,5 млн, предоставленного газовым гигантом ?Рургаз?.
?Для нас возвращение даже одного элемента Янтарной комнаты - добрый знак, потому что потеря Янтарной комнаты всегда была самой болезненной, самой горькой нашей утратой, - говорит заместитель министра культуры РФ Павел Хорошилов. - Это событие заслуживает внимания обеих сторон, и России, и Германии?. Большинство экспертов полагают, что обмен не свидетельствует о смягчении российской позиции по вопросу о возвращении военных трофеев. Россия по-прежнему претендует на большую часть художественных ценностей, вывезенных из Германии. Сейчас на рассмотрении находится законопроект, в соответствии с которым трофейное искусство классифицируется как национальное достояние. Ожидается, что этот законопроект, который парламент, Кремль и Конституционный Суд РФ пересылают друг другу вот уже три года, будет принят этим летом.
Но, как во всяком законе, в нем будут исключения. В данном случае они касаются предметов, вывезенных из Германии внештатными мародерами, подобными раскаивающемуся ?владельцу? бременских рисунков, что и позволило договориться об обмене, который состоится в царско-сельском дворце. Также по закону национальным достоянием не считаются объекты, вывезенные из религиозных и благотворительных учреждений, предметы искусства, принадлежащие третьим странам, не поддерживавшим нацистскую Германию, и ценности, отобранные у жертв Холокоста или членов антифашистского сопротивления. Эксперты говорят, что если набраться терпения, со временем все объекты, проходящие по этим категориям, будут выданы Россией.
?Процесс только начинается, - говорит Константин Акинша, искусствовед, специалист по советским трофеям, работающий сейчас в американском Консультативном Совете по Имуществу Жертв Холокоста. - Если этот обмен произойдет, это будет означать, что лед прорван, и впоследствии будет выдаваться что-то еще?.
Для немецкой стороны выдача рисунков и визит Путина являются признаками того, что после долгих лет мучительных споров Россия наконец согласилась внимательнее изучить находящиеся у нее ценности, их происхождение и принимать решение о выдаче, рассматривая каждый объект по отдельности.
?Последние шесть-семь лет Германия и Россия не могут найти решение, не могут даже найти общего языка, - говорит профессор Вольфганг Айхведе, директор Института Восточно-европейских Исследований Бременского Университета, главный немецкий эксперт по российскому трофейному искусству.
?Сейчас происходит процесс пересмотра позиции, - сказал он в телефонном интервью. - Я считаю, что обе стороны стараются найти выход из сложившейся ситуации. Еще рано говорить, что родился новый подход, но это уже попытка его создать - шаг, сделанный Германией навстречу России, и шаг, сделанный Россией навстречу Германии?.
Айхведе считает, что эта проблема возникла в результате противоречий между двумя культурами. ?В течение 90-х годов Германия и Россия разработали совершенно разные и противоречащие друг другу подходы к этому вопросу, - сказал он. - Германия все время повторяла, в чем состоит ее позиция, настаивая на том, что по международным законам Россия обязана вернуть культурные ценности. Россия говорила ?да, есть такой закон, но вопрос об утраченных культурных ценностях - это не только вопрос закона, но и вопрос истории, а Германия несет ответственность за войну?. Обе стороны потратили много времени на объяснение своих позиций и не очень много времени на то, чтобы проявить конкретную инициативу?.
Для того, чтобы 101 рисунок и мозаика Янтарной Комнаты появились из тайников, должно было вырасти новое поколение и смениться политическая система.
В начале 90-х годов два молодых советских исследователя искусства, Акинша и его коллега Григорий Козлов, занимавшиеся в то время поисками немецких сокровищ, нашли офицера в запасе, который до сих пор хранит свое имя в тайне. Этот офицер, получивший образование архитектора, служил в инженерных войсках. Его полк оккупировал замок Карнцов в окрестностях Берлина, куда в 1943-м была отправлена на хранение бременская коллекция живописи.
Профессиональным взглядом он определил ценность работ, разбросанных российскими солдатами по подвалу замка. Он забрал их домой, но никогда не считал, что они могут принадлежать кому-либо, кроме их немецких владельцев. ?Он хотел отправить рисунки обратно, - сказал Акинша, который вместе с Козловым написал документальную книгу, где рассказывается о культурных объектах, до сих пор тайно хранящихся в России, общей стоимостью в $65 млрд. - Все 50 лет он чувствовал, что сидит на украденной собственности?.
По просьбе офицера Акинша и Козлов тайно доставили рисунки - среди которых есть редкие акварели Дюрера, гравюры Мане, Делякруа и Гойи, литографии Тулуз-Лотрека - в посольство Германии в Москве, где они были помещены в сейф посла.
Ключ к долгожданному обмену был найден в Бремене, северном немецком городе, переживающем потерю своей знаменитой коллекции Кунстхалле. Мозаика Янтарной комнаты появилась неожиданно на публичных торгах в Бремене, выставленная на продажу сыном немецкого солдата, который во всей видимости хранил ее как личный сувенир. Судьба оставшейся части знаменитой Янтарной комнаты пока неизвестна; следы теряются в Кенигсберге - немецком городе, захваченном советскими войсками и переименованном в Калининград - где коллекцию видели в последний раз в 1946 г.
Официальные представители властей Бремена, давно боровшиеся за возвращение произведений искусства, которые - как им было известно - находились в России, немедленно посчитали и предложили обменять мозаику на рисунки, хранящиеся в сейфе посла. Потом идею обмена перехватило федеральное правительство Германии в Бонне, которое ревностно оберегает свою прерогативу на переговоры с россиянами о трофейном искусстве.
Еще одним тайным дарителем был другой советский офицер, появившийся с награбленным в замке Карнцов добром. Виктор Балдин тоже служил в инженерных войсках и тоже был архитектором по образованию. Он конфисковал 362 рисунка, когда увидел, как с ними обращаются российские солдаты.
Балдин, ставший впоследствии директором музея, тоже пытался вернуть свою коллекцию в Германию и обращался с запросами к советским лидерам, начиная с Леонида Брежнева и заканчивая Борисом Ельциным. В 1991 г. в какой-то момент показалось, что президент России Ельцин собиравшийся в Германию, возьмет эту коллекцию с собой, но его остановил министр Культуры. Коллекция Балдина, выставлявшаяся в 1992 г., в данный момент находится в музее ?Эрмитаж?.
Только после распада Советского Союза и демонтажа старой сверхсекретной советской системы россияне признали, что они держат в своих хранилищах: несметнейшие богатства, в том числе сокровища Трои, найденные Хайнрихом Шлиманном, богатую коллекцию картин голландских, итальянских и французских мастеров, Библию Гутенберга и гигантские библиотеки архивных материалов.
Россияне еще не провели полную инвентаризацию находящихся у них сокровищ и архивных материалов. Лишь в марте этого года они рассекретили неполные списки того, что лежит в тайных хранилищах санкт-петербургского ?Эрмитажа?, Пушкинского музея в Москве и других российских государственных музеев.
Хорошилов сказал, что россияне знают, что будут предъявлены претензии на предметы, которые по находящемуся на рассмотрении закону не входят в категорию национального достояния России. ?Каждую неделю мы ведем переговоры с делегациями из Нидерландов, Польши, Венгрии, - сказал он. - Российская сторона заинтересована в выяснении этих вопросов больше всех, но пока все ждут, когда появится закон, потому что никому не хочется заниматься бюрократической волокитой?.
Хорошилов сказал, что Россия крайне заинтересована в том, чтобы навести порядок в своей государственной собственности - не только в ценностях, вывезенных из нацистской Германии, но также культурных объектах и архивах, вывезенных нацистами из Советского Союза и возвратившихся впоследствии в страну.
На недавно прошедшей в Москве конференции американский исследователь представил россиянам документы по 16 партиям груза, в которых содержалось почти 600 000 предметов, возвращенных Советскому Союзу американцами в 50х годах с нацистких складов, располагавшихся в американском секторе оккупированной Германии.
По словам Патриции Кеннеди Гримстед, сотрудника Гарвардского Университета, список возвращенных ценностей, подтвержденный документами из Национального Архива США, оказался для россиян сюрпризом - они сказали, что просто не знали, что было возвращено им после войны.
?То, что они получили обратно, распространилось по всему Советскому Союзу, - сказал Гримстед. - Когда какие-то предметы возвращались в страну, с ними обращались настолько неорганизованно, что теперь не знают, где что находится?.