В 2002 году Соединенные Штаты и другие ведущие индустриальные страны объявили о "глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового поражения" и одновременно дали беспрецедентное обещание - выделить России 20 млрд долларов, чтобы помочь ей предотвратить попадание в руки террористов ее ядерных, химических и биологических материалов.
Два года спустя смертоносные российские материалы остаются столь же уязвимыми, как и прежде, а глобальное партнерство находится на грани краха, предупреждают российские и западные специалисты по вооружениям.
Была материализована только незначительная часть финансирования, обещанного странами "большой восьмерки" в июне 2002 года. Большая часть денег удерживается из-за нерешенности правовых вопросов, бюрократических проволочек, нежелания России открыть доступ на некоторые объекты и сопротивления российского общества идее сотрудничества с Западом вообще и США в частности.
В результате россияне, многие из которых думают, что западное содействие в создании безопасных условий хранения и уничтожении оружия массового поражения - это всего лишь предлог для шпионажа, раздумывают, как им обойтись без западной помощи.
"Партнерство на грани развала, - говорит Владимир Орлов, специалист по нераспространению Центра политических исследований в Москве. - Самое время для России начать думать о том, как отвыкать от привычки зависеть от доноров".
Проблема в том, как оплачивать усовершенствование мер безопасности, которое, по словам Орлова, требуется по меньшей мере на 30 крайне уязвимых ядерных объектах России. Другие объекты, где хранится до 600 тонн оружейного плутония и урана, защищены "не более чем проволочным забором" и охраняются сторожем, отмечает Лора Холгейт из американской организации "Инициатива сокращения ядерной угрозы", работа которой направлена на обеспечение безопасности ядерного арсенала бывшего Советского Союза.
Россия заявляет, что она не в состоянии заплатить за нововведения самостоятельно, несмотря на заявление президента Путина на саммите "большой восьмерки" в 2002 году о том, что террористы, имеющие в своем распоряжении оружие массового поражения, являются "главной угрозой XXI века". "Большая восьмерка" ответила обещанием выделить 20 млрд долларов на протяжении 10 лет.
Однако, как указывает Орлов, за первые два года в России было освоено лишь 48 млн.
"Мы не можем откладывать усовершенствование физической безопасности, - заявил Орлов, выступая на московский конференции, где обсуждалась эта проблема в преддверии встречи лидеров "большой восьмерки" в следующем месяце. - Террористы не будут рассуждать в терминах 10-летних программ".
Террористические сети высматривают объекты с пониженным уровнем безопасности, подчеркнул Орлов. Два года назад был вскрыт факт шпионажа чеченских боевиков на высокосекретных ядерных объектах.
Москва и Вашингтон усматривают связь между чеченскими сепаратистами и "Аль-Каидой". Лидеры повстанцев предупреждали о том, что они могут атаковать ядерный объект. Два года назад более 40 вооруженных чеченцев смогли захватить московский театр - и такого количества людей хватило бы на то, чтобы с легкостью захватить любой из российских удаленных и плохо защищенных ядерных заводов, говорит Максим Шингаркин, бывший майор охраны стратегического арсенала России.
С 1992 года Вашингтон потратил более 7 млрд долларов на создание безопасных условий хранения ядерных материалов и уничтожения тысяч ракет в бывшем Советском Союзе. Целью партнерства "большой восьмерки" было наращивание усилий и включение в процесс европейских стран и Японии, которые были готовы разделить это бремя.
Однако, например, Япония из обещанных 200 млн долларов предоставила менее 2 млн, подчеркивает Орлов. Франция, обещавшая 750 млн, пока не предоставила вообще никаких средств.
"Если 2003 год был временем размышлений, то 2004-й для нас станет временем действовать", - заявил Алэн Матьо из Комиссии Франции по атомной энергетике.
Финансирование Великобританией строительства завода в Сибири по уничтожению химического оружия, где Россия могла бы демонтировать 40 тыс. тонн своего химического арсенала, не может начаться до тех пор, пока не будут разрешены спорные вопросы, сдерживающие поток в Россию американских денег, отмечает Джеймс Харрисон из британского министерства обороны.
25-миллионный канадский проект возведения железной дороги для доставки химического оружия к британскому заводу лежит на полках уже пять месяцев из-за "процессуального тупика" в отношениях с Москвой, говорит канадский посол Кристофер Уэстдейл. Неспособность России предоставить "развернутую информацию" о планируемых проектах не позволяет Канаде передать стране 750 млн долларов.
Диспут о том, должна ли Россия защищать Вашингтон от гражданской ответственности в случае потенциального саботажа американских рабочих, привела к четырехлетней остановке программ по перемещению 34 тонн оружейного плутония.
"Бюрократия, а не нехватка ресурсов угрожает попыткам сдерживания оружия массового поражения", - говорит Холгейт.
Споры по вопросу о доступе к уязвимым объектам привели к отсрочке запуска половины усовершенствований, которые США обещали ввести на российских ядерных объектах. В результате многоуровневые заграждения и устройства охранной сигнализации, предназначенные для десятков заводов, лежат на складах с момента доставки в Россию четыре года назад.
"Очень важно с самого начала проекта, чтобы страна-хозяин была полностью открыта и рассказывала нам о полном масштабе проекта", - отмечает контр-адмирал Джон Берд, глава Агентства по сокращению угроз американского министерства обороны.
Кроме того, Москва весьма неохотно шла на открытие дверей на свои военные объекты для американских посетителей и требовала аналогичного доступа для своих представителей на американские объекты, рассказывает полковник Евгений Маслин, который с 1991 по1997 командовал российским стратегическим арсеналом.
Сейчас стороны пытаются достичь компромисса, по которому американские контрактные служащие будут передавать представительские функции на важных российских объектах доверенной российской фирме. Однако выбор российского партнера может оказаться сложным. Финансируемый США проект по транспортировке межконтинентальных баллистических ракет SS-18 "Satan" к месту демонтажа, который должен был стартовать вчера, был отложен, "потому что фирма, которая получила контракт, попросту не способна выполнять такого рода работу", заявил Николай Шумков из Российского авиационно-космического агентства.
Привлечение российских фирм в качестве дополнительных подрядчиков не устраняет подозрения в том, что помощь США в сфере разоружения нацелена на нанесение вреда.
"Есть общественное мнение, активисты защиты окружающей среды и особенно политики, которые играют на этой обеспокоенности, говоря: "Кто знает, что они там привозят из Америки, что-то, что американцы не используют дома, а отдают нам", - говорит Шумков.
Общественные протесты привели к задержке американского финансирования по перемещению ракетного топлива и строительству объектов уничтожения химического оружия.
"Каждый второй думает, что это план шпионажа на российских заводах", - отмечает Холгейт.
Опасения за свою безопасность заставили Россию запретить странам-донорам делиться информацией, которую они получают о российских военных объектах.
В отдельных случаях это приводит даже к ослаблению безопасности, подчеркивает Холгейт.
Например, недавно Россия обратилась к США с запросом на строительство ограды вокруг ядерного завода, предупредив, что не сможет обеспечить его круглосуточной охраны. США отказались, указав, что неохраняемая ограда может сыграть на руку потенциальным террористам. В итоге забор построила другая страна, которая не знала об обеспокоенности США.
В результате такой несогласованности, отмечает Холгейт, мы получаем снижение физической безопасности.