"Неужели опять!" - раздраженная и смеющаяся одновременно Мэрилин тянется к пищащему мобильнику, который сообщает ей о поступлении SMS. Пробежав пальцами по нескольким клавишам, 25-летняя филлипинка читает на дисплее текст. Там написано: "Vote wisely", то есть "Выбирай с умом". Одновременно с Мэрилин, сидящей в одном из манильских кафе, тот же слоган получили владельцы тысяч других мобильных телефонов по всему архипелагу. Отправителем значился предвыборный штаб кандидата в президенты Глории Макапагаль Арройо, которая одновременно является действующим президентом Филиппин.
Предвыборная кампания на Филиппинах немыслима без мобильных телефонов. 10 мая в островном государстве пройдут выборы президента и вице-президента, половины сената и палаты представителей. Правом голоса обладают более 40 миллионов филиппинцев, 70% из них моложе 40 лет.
"У большинства молодых филиппинцев есть сотовые телефоны", - утверждает Дарвин Мариано, который в предвыборном штабе кандидата в президенты Рауля Роко упражняется в сочинении бьющих в цель слоганов, хотя его босс, у которого подозревают рак, сейчас находится на обследовании в США. Он использует texting, как называют SMS на Филиппинах, как пропагандистское оружие. "Роко вернется" - это тот лозунг, который рассылает его штаб сегодня. Или: "Доверяй Роко".
Интернет на Филиппинах играет лишь второстепенную роль, слишком мало людей имеют доступ к компьютерам. Наряду с такими традиционными средствами массовой информации, как телевидение, радио и газеты, стратеги из предвыборных штабов впервые активно используют мобильные телефоны.
Филиппинцы считаются чемпионами мира по SMS. Каждый день они в общей сложности отправляют 200 млн SMS. Сотовые телефоны имеются более чем у 20 млн филиппинцев - у четверти всего населения. Однако вместо того, чтобы звонить, они посылают текстовые сообщения: где бы филиппинцы не находились, они в стремительном темпе печатают и отправляют приветы, шутки или о чем-то договариваются. В ресторанах, в массажных салонах, в кинотеатрах - мобильные телефоны пищат повсюду: филиппинцы получают и отправляют SMS. Иностранцев пикающие звуки от постоянно нажимаемых клавиш раздражают.
Мон Исберто, глава пресс-сужбы телекоммуникационного гиганта Smart, перечисляет преимущества: "Texting - это быстро, надежно и, самое главное, дешево". Телефонный разговор по обычному телефону стоит 4,5 песо, по сотовому - 5,5 песо, а SMS всего один песо, меньше, чем два цента. "Предвыборной агитации дешевле быть не может. А еще SMS распространяются так же быстро, как и вирусы".
Филиппины уже показали, что может сделать texting. Революция, приведшая в январе 2001 года к падению Хосефа Эстрады, коррумпированного предшественника Арройо, без SMS была бы невозможна. Десятки тысяч сообщений пришли в январе 2001 года на мобильные телефоны манильцев, сотни тысяч откликнулись на призыв к массовым протестам. "Филиппины - это, пожалуй, единственное государство, в котором президент был свергнут при помощи сотовых телефонов. Это очень эффективное народное оружие", - говорит звезда ток-шоу и профессор социологии Ранди Давид.
Теперь на эффект от чудо-оружия рассчитывают пять кандидатов на пост президента. Например, бывший начальник полиции Манилы Панфило Лаксон по прозвищу "Пинг" привлек к этому делу целую бригаду. Благодаря современному программному обеспечению его помощники, сидя у компьютера, могут рассылать более ста SMS в минуту. Слоганы просты: "Не голосуй за Глорию" или "Пинг" лучше всех".
Не все получатели предвыборных SMS испытывают в связи с этим радость. "К рекламе товаров я уже привыкла, но политики пусть оставят меня в покое", - сердится 26-летняя Джессика, которая работает в одной из международных организаций. Мэрилин смотрит на это спокойнее. Она смеется над усилиями кандидатов. Настоящая предвыборная агитация так не ведется, "тексты слишком коротки".
Над этим работают телекоммуникационные компании Smart и ее конкурент Globe Telecom: скоро новые технологии сделают возможной рассылку длинных SMS. Для нынешних выборов слишком поздно, но они же не последние.