В понедельник утром Москву охватили слухи о том, что "Сибнефть", одна из самых крупных российских нефтяных компаний, в настоящий момент находящаяся в процессе грязного "развода" с ЮКОСом, получила одобрение Кремля на продажу 25% своих акций французской компании TotalFinaElf за 4 млрд долларов. Если это действительно так, то, возможно, это означает, что самый громкий судебный прецедент подходит к своему завершению.
ЮКОС - самая крупная в России частная компания - оказался мишенью для нападок Кремля. Компании предъявлены обвинения в уклонения от уплаты налогов и мошенничестве в процессе приватизации государственных активов. Компании грозит банкротство, продажа или расформирование и воссоздание в качестве нового юридического объединения.
Президент Владимир Путин, разумеется, хотел бы, чтобы "дело ЮКОСа" закончилось как можно быстрее. Однако простое закрытие компании и удержание под стражей основных акционеров ни в коей мере не разрешает сложностей в отношениях между государством и бизнесом, касающихся природы прав собственности и власти закона в России.
С тех пор, как Роман Абрамович приобрел английский футбольный клуб "Челси", он последовательно придерживался тактики выхода из мира российского бизнеса. Самым значительным элементом его стратегии была продажа 92% акций "Сибнефти" ЮКОСу в прошлом году в ходе сделки по слиянию. Все изменилось после того, как Кремль начал наступление на ЮКОС и его основных акционеров.
С прошлого лета все, что связано с ЮКОСом и его акционерами, в особенности с бывшим главой компании Михаилом Ходорковским, представляет потенциальную опасность. Ничего удивительного, что Абрамович передумал заключать сделку с ЮКОСом. С благословения Кремля "Сибнефть" сделала сомнительное заявление, что юридически слияния ЮКОСа и "Сибнефти" никогда не было. Так ли это - будут теперь решать суды в России и за рубежом. Но это не помешало Абрамовичу поместить на логотип "Сибнефти" значок "For Sale" ("на продажу"). Ведущие нефтяные компании мира не обошли это своим вниманием - не только TotalFinaElf, но и ChevronTexaco.
Кремль вполне устроит продажа значительной части акций "Сибнефти" западному концерну, поэтому он готов это позволить.
Во-первых, Кремль тем самым продемонстрирует свою открытость зарубежным инвестициям и несколько сгладит тот отрицательный эффект, который произвел на Западе и в международных деловых кругах арест Ходорковского.
Во-вторых, затянувшийся юридический процесс сначала слияния, а потом "развода" ЮКОСа и "Сибнефти" проходит со множеством осложнений, а перспективы банкротства ЮКОСа как никогда реальны. В настоящий момент по распоряжению суда ЮКОСу запрещено продавать свои активы на период продолжающегося расследования налоговой истории компании.
Однако, если сделка по слиянию не была оформлена юридически, значит, "Сибнефть" сохраняет контроль над своими акциями и может распоряжаться ими по своему усмотрению.
Едва ли можно считать совпадением, что те 4 млрд долларов, которые Абрамович надеется заполучить, почти равны той сумме, которую должен уплатит ЮКОС, - 3,5 млрд долларов.
Окончательное отделение "Сибнефти" от ЮКОСа, по сути, делает ЮКОС неплатежеспособным, то есть он не сможет выплатить налоги. Таким образом Кремль сможет лишить ЮКОС права выкупа и получит право распродавать активы компании. Кроме того, Кремль сейчас сможет получить 1 млрд долларов "Сибнефти". По утверждению российских властей, именно эту сумму задолжала "Сибнефть" государству.
В-третьих, судьба Михаила Ходорковского и других акционеров ЮКОСа, находящихся под судом, становится все менее важной. Если компании, стоящей в центре всех этих пертурбаций, больше не станет, то и личная драма, которой так заинтересованы сейчас западные СМИ в связи с "делом ЮКОСа", будет уже не столь важной.
В-четвертых, Кремль сможет вернуть свои позиции в нефтяном бизнесе. Даже после банкротства ЮКОС все еще будет обладать некоторыми значительными активами, в частности лицензиями на бурение. Вполне вероятно, Кремль захочет создать новую национальную нефтяную компанию на руинах ЮКОСа. Было бы совсем не плохо для Кремля, если бы, как и газовая монополия, нефтяная монополия тоже служила буфером при решении бюджетных проблем.
И наконец, в-пятых, если TotalFinaElf действительно выкупит долю "Сибнефти", это будет, возможно, последней крупной международной компанией на российском нефтяном рынке в обозримом будущем. British Petroleum, владеющий частью нефтяной компании Тюмени и TotalFinaElf, который, возможно, купит акции "Сибнефти" - будут пределом для Кремля. Кремль не допустит третью крупную международную компанию на российский рынок. Это противоречило бы его устремлениям определять будущее российской энергетики.
Если слухи о "Сибнефти" и TotalFinaElf верны, у Кремля есть все основания для удовлетворения. ЮКОС и Ходорковский были такой же занозой в теле Коемля, как и Чечня. Тем не менее окончание дела это совсем не то же самое, что разрешение проблем, лежащих в его основе.
То, что Кремль сумел разрушить крупнейшую в России частную компанию, никак не проясняет вопросов об уважении прав на собственность и власти закона. Напротив, уловка, к которой Кремль прибег, чтобы избавиться от ЮКОСа и Ходорковского, демонстрирует, что Кремль готов на многое, лишь бы не заниматься этими сложными вопросами.