Спустя почти три месяца после выборов 30 января, после бесчисленных неудачных попыток новое иракское правительство, как кажется, наконец сформировано. Назначенной премьер Ибрахим аль-Джаафари представил вчера список министров нового кабинета президенту страны Джалалю Талебани. Президентский совет, в состав которого входят курд Талебани и два вице-президента, суннит Гази аль-Явер и шиит Адиль Абдель Махди, должен одобрить состав нового кабинета и представить его в Национальную ассамблею для голосования по вопросу о доверии правительству. Голосование пройдет сегодня и должно завершить период вакуума власти, растянувшийся на длительное время. Этот факт уже начал беспокоить Вашингтон, который увязывает эскалацию насилия в последние дни с отсутствием правительства.
Пока не известно, кому отошли посты руководителей 36 министерств, которые предполагалось распределить после сложных переговоров между шиитами (в результате выборов они получили 148 из 275 мест в парламенте), суннитами, курдами, туркоманнами и христианами. Существование трех основных течений, шииты, сунниты, курды, которые будут иметь по одному вице-премьеру, свидетельствует о том, что переговоры по дележу власти были очень сложными.
Согласно первым неофициальным данным, шиитам отойдет министерство внутренних дел. Пока еще остается тайной, кому достанутся ключевые посты министра обороны и министра нефти. На эти посты претендовали все стороны, включая и уходящего премьера Алауи, шиита, который со своим избирательным списком получил 40 мест в парламенте и претендовал на четыре министерских портфеля. Однако в конечном итоге он был исключен из правительственного покера.
Сунниты отказались от своего требования, ставшего непреодолимым препятствием на пути формирования правительства, - включить в состав кабинета бывших руководителей саддамовской партии "Баас". Это предложение натолкнулось на категорическое несогласие шиитов. "Совет за национальный диалог", коалиция 10 суннитских фракций, отказался от своих претензий на 7 министерских постов, принимая во внимание, что в парламенте Совет представлен лишь 16 депутатами.
Наконец достигнут компромисс после нескольких недель столкновений между различными этническими и религиозными группировками, а также внутри самих группировок. Аль-Джаафари получил полномочия сформировать правительство еще 7 апреля, но, несмотря на его обещание уложиться в одну-две недели, переговоры и консультации затянулись.
Бомбы повстанцев и телефонные звонки Кондолизы Райс иракским лидерам подстегнули Багдад. Мандат аль-Джаафари истекал 7 мая, и повстанцы активизировали свои действия. Последний кровавый уикенд стал подтверждением того, что повстанцы в отличие от политиков не теряют времени. Хотя вчера начальник штаба американских войск Ричард Майерс объявил о том, что американские войска одерживают победу над терроризмом в Ираке: в то время как численность боевиков остается почти неизменной, количество и жестокость атак резко снизилась.