Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 апреля 2005 г.

Энн Эпплбаум | The Washington Post

Выбор в пользу правды, а не "триумфа"

Попробуйте представить себе такую картину, если сможете. Огромная толпа на Красной площади, фоном - мавзолей Ленина и мемориал Сталина. Солдаты маршируют, стройными рядами шагая за танками, а звуки военных оркестров время от времени заглушает вой истребителей. На трибуне мавзолея собрались государственные деятели: Ким Чен Ир, диктатор Северной Кореи, Александр Лукашенко, диктатор Белоруссии, генерал Войцех Ярузельский, бывший диктатор Польши, - и президент Джордж Буш.

Это описание могло бы звучать фантастично и невероятно. Однако это не так. Как раз наоборот, это более или менее то, что появится на телеэкранах 9 мая, когда в Москве будет праздноваться 60-летняя годовщина окончания Второй мировой войны. Я преувеличила только одну деталь: хотя Ким Чер Ир получил приглашение, его прибытие еще не подтверждено. Однако Ярузельский приедет точно, так же как Лукашенко, Буш и несколько десятков других глав государств. Председательствовать будет Владимир Путин, Россия.

Однако европейские страны будут представлены не все, потому что не все относятся к этой дате одинаково. В прибалтийских государствах, например, май 1945 года ознаменовал не только окончание войны, но и начало почти полувековой советской оккупации, во время которой каждый десятый житель Прибалтики был убит, депортирован, отправлен в концлагерь или в ссылку. Мысль об аплодисментах ветеранам Красной Армии, которые помогали "восстанавливать порядок" в их странах после 1945 года, показалась чересчур сильной эстонскому и литовскому президентам, которые отказались приехать. Хотя президент Латвии будет присутствовать на московских празднованиях, она была вынуждена заявить, что намерена использовать свое путешествие для проведения переговоров о советской оккупации.

Президент Польши тоже провел большую часть прошедшего месяца в оправданиях, почему он решил-таки отметить эту годовщину в Москве. Ведь к маю 1945-го лидеры того, что было польским антинацистским сопротивлением, уже сидели в подвалах Лубянки, самой известной московской кагэбэшной тюрьмы.

Российский президент не облегчил это путешествие никому. Недавно он заявил в радиоинтервью, что Советской Союз в 1939 году оправданно подписал нацистско-советский пакт, в котором две тоталитарные державы договорились о разделе Польши и передаче прибалтийских государств СССР. Советский Союз, заявил Путин, обеспечил свои интересы и "безопасность своих западных границ", как будто аннексия других стран является легитимной формой пограничного патрулирования.

На этой неделе Путин назвал крах Советского Союза, который привел к освобождению Восточной Европы, "крупнейшей геополитической катастрофой" XX века, предположительно поставив его выше, чем саму войну. Его соотечественники в символическом единении решили отметить окончание войны установкой новых памятников Сталину по всей стране.

Белый дом, надо отдать ему должное, пытается смягчить последствия того, что обернется как минимум ужасной необходимостью появиться перед камерами в такой компании, а в худшем случае распустится пышным цветком полномасштабной полемики. До Москвы Буш поедет в Латвию, чтобы встретиться с балтийскими лидерами - все эти страны сейчас являются членами НАТО и, следовательно, союзниками США - а после этого посетит Грузию, где недавно демократически избранный президент взял власть в свои руки вопреки оппозиции России.

Но, если мы хотим избежать того, чтобы годовщина окончания Второй мировой войны превратилась в празднование триумфа сталинизма, нужно сделать больше. Для начала конгресс должен принять резолюцию, предложенную в этом месяце конгрессменом Джоном Шимкусом, которая призывает Россию осудить нацистско-советский пакт, а также незаконную аннексию прибалтийских государств. "Правда - это мощное оружие исцеления, прощения и примирения, - говорится в резолюции (необычайно красноречиво для конгресса), - а ее отсутствие порождает недоверие, страх и враждебность".

Кроме того, Буш должен показать свое понимание того, что действительно произошло в 1945 году. Все последние президенты США бывали в Освенциме, многие посещали концентрационные лагеря и в Германии. Может быть, настало время, чтобы американские президенты дали начало новой традиции и стали бы выражать соболезнования жертвам сталинских репрессий? Это осложняется недостатком мемориалов такого рода в Москве, но, тем не менее, это не невозможно. Президент может, например, возложить венок к камню, привезенному с Соловецких островов, из первого советского лагеря для политических заключенных. Этот камень лежит как раз напротив Лубянки. Или он мог бы посетить одно из мест массовых казней неподалеку от города.

Конечно, это будут чисто символические жесты. Однако годовщина войны - это тоже чисто символическое мероприятие. Каждая торжественная церемония помогает нам помнить, что произошло и почему это произошло, и каждая церемония помогает нам извлекать значимые для будущего уроки. Искажение действительности - празднование триумфа тоталитаризма вместо его поражения - посылает неверный сигнал новым и потенциальным демократиям в Европе, бывшем Советском Союзе и в остальном мире.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru