Анализируя гипотетически последнее послание Путина парламенту в качестве президента, трудно удержаться от ощущения, что он планирует остаться у власти после 2008 года.
Вчера, выступая перед обеими палатами парламента, Путин обрисовал совершенно иллюзорную картину опасностей, нависших над Россией. Первая из них - это американские планы по размещению 10 ракет-перехватчиков в Польше и радарной установки в Чехии в рамках системы противоракетной обороны от Ирана и подобных ему государств. Вторая - иностранная поддержка российских оппозиционных организаций типа "Другой России", самым видным членом которой является экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.
Ни планы по размещению элементов ПРО, ни коалиция диссидентов не представляют ни малейшей угрозы для государства, которое, по оценкам экспертов, располагает примерно 5600 ядерных боеголовок, а президент которого, по данным социологических опросов, пользуется поддержкой почти 80% населения.
Однако, сославшись на планы ПРО, Путин вчера объявил мораторий на выполнение Россией обязательств Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года, который западные участники еще не ратифицировали, так как Москва не вывела свои войска из Грузии и Молдовы. Госсекретарь США Кондолиза Райс правомерно отмела как "совершенно нелепые" представления о том, что элементы ПРО в Польше и Чехии несут угрозу для России. То же самое можно сказать и в связи с "опасностью" демонстраций, проведенных "Другой Россией" в апреле в Москве и Санкт-Петербурге и жестоко разогнанных милицией.
Враждебное отношение к Западу отныне стало движущей силой внешней политики Кремля. В Косово он возражает против неизбежного провозглашения независимости края, выдвигая абсолютно нереалистичное предложение о диалоге между Приштиной и Белградом. По поводу Ирана он ведет двусмысленную игру с революционным исламским режимом, твердо стремящимся получить ядерное оружие. Гипотетическая симпатия к православным сербам неискренна, а потворство Тегерану - просто безумие для страны, которая столкнулась с серьезной опасностью со стороны мусульман на Кавказе.
На исходе второго президентского срока Путина Россия катится назад к холодной войне. Тому порукой ее желание считаться супердержавой, которой она на деле не является, ее вполне предсказуемая неприязнь к Западу и параноидально-нетерпимое отношение к оппозиции внутри страны. Вчера президент заявил, что ему еще преждевременно "выступать с политическими завещаниями". Внесет ли он в конституцию поправки, разрешающие третий президентский срок, или станет премьер-министром с исполнительными полномочиями, которые сейчас имеет как президент? Или просто останется верховным правителем, управляющим страной из-за кулис, как Дэн Сяопин в Китае?
Шовинистический тон его выступления лишь поощряет подобные предположения.