22 августа Россия выдвинула известного чешского экономиста Йозефа Тосовского кандидатом на пост исполнительного директора Международного валютного фонда. На это решение ее подвиг тот факт, что механизмы управления мировой финансовой системой, ключевыми элементами которых служат Всемирный банк и МВФ, радикально устарели и требуют реформирования.
Суть исторической договоренности, достигнутой в 1940-е годы, сводилась к тому, что Всемирный банк будет возглавляться американцем, а МВФ - представителем Западной Европы. Эта система - рудимент европейских колониальных империй; за последние 60 лет мировая экономика принципиально изменилась: набрали мощь Китай, Индия и Бразилия.
Было бы странно, если бы летние Олимпийские игры в течение последних 60 лет проводились только в Вашингтоне, а зимние через раз - непременно в Париже. Но мы говорим не об Играх. Вопрос касается институтов, которые обеспечивают стабильность мировой финансовой системы.
Главной задачей МВФ была и остается задача по нейтрализации глобальных финансовых кризисов. Логично было бы, чтобы этот орган возглавлял человек, который сталкивался с такими кризисами сам. Большая часть крупных европейских государств в последние 20 лет не сталкивалась с финансовыми потрясениями, а потому там трудно найти специалистов с подобным опытом.
Министры финансов Австралии, Южной Африки и Бразилии направили главе МВФ письмо, в котором, по сути, заявляют: порядок, когда некая страна или группа стран просто наследует феодальное право руководить двумя ведущими финансовыми органами, не соответствует духу современной мировой экономики. Это мнение разделяют лидеры многих стран. Полагаю, что руководство моей страны тоже разделяет эту позицию.
После кризисов в Турции и Аргентине мир не переживал серьезных финансовых потрясений. Но таковые повторятся снова. Финансовое положение России ныне стабильно. Мы не берем кредитов в МВФ, а нашу задолженность перед ним погасили. Но за последние 20 лет Россия пережила два серьезных финансовых кризиса, когда конструктивная позиция двух ключевых институтов играла важную роль. Именно поэтому данные институты должны и в дальнейшем внушать доверие мировому сообществу.
Дело не в конкретных людях. Никто ничего не имеет против Доминика Строс-Кана, французского кандидата. Речь о принципах: о том, чтобы отвергнуть монопольное право той или иной группы на сохранение руководящих позиций в обоих институтах. Вопрос также в том, что кандидата следует избирать демократическим путем.
Значительная часть государств мира достигла согласия по этому вопросу. Мы готовы игнорировать политические проблемы, существующие в отношениях между нашим странами: взаимоотношения между центром империи и ее бывшими колониями, например, отношения между Россией и бывшими государствами Варшавского договора, не всегда бывают легкими. Но российские власти готовы выдвинуть и поддержать кандидата из одной из восточноевропейских стран, так как его репутация безупречна.
Мы не имеем права и не намереваемся диктовать государствам Восточной Европы, какую позицию следует занять их правительствам. Мы выдвинули Тосовского не как представителя Восточной Европы, но как человека с впечатляющей репутацией. Для нас не так уж важно, из какой страны или группы стран он родом. Я выскажу свои собственные мысли на сей счет, которые ни в какой форме не обсуждал с руководством российских монетарных или финансовых институтов: государствам Восточной Европы следует задуматься о том, как им увеличить свое влияние на ключевые решения в рамках Европейского союза по вопросам мировой финансовой политики.
Тосовский руководил Центральным банком Чехословакии, а затем Чехии. У него есть опыт по борьбе с финансовыми кризисами. Когда он определял монетарную политику, Чехословакия была одной из немногих стран, которые избежали гиперинфляции при крахе коммунистического режима. Когда Чехословакия была разделена на два государства, Тосовский без серьезных финансовых потрясений учредил чешскую и словацкую валюты. Он получил признание в качестве одного из лучших банковских работников мира.
Система квот, существующая в МВФ, нуждается в реформировании. Право принятия решений в ключевых финансовых институтах должно соответствовать доле участия страны в мировой экономике. Западная Европа могла бы попытаться сформировать арифметическое большинство в правлении МВФ, положившись на обещание США поддержать ее кандидата-европейца взамен на поддержку европейцев на выборах главы Всемирного банка. Поступив таким образом, она противопоставила бы себя остальному миру. Но я убежден: времена такого сговора отошли в прошлое.
Егор Гайдар - бывший премьер-министр Российской Федерации, ныне директор Института экономики переходного периода