Все крупные американские военные конфликты порождали свои алкогольные коктейли. Каким будет фирменный напиток войны в Ираке?
Субботний вечер в World Bar, гламурном манхэттенском местечке в здании Уорлд-Тауэр Дональда Трампа. Посетители сидят у бронзовых столиков, потягивая коктейли, включая одну смесь, которая кажется радикально неуместной в этой эстетике западного декаданса.
Коктейль "Усама бен Ладен" - брутальная смесь ликера Pernod и соуса "Табаско", которая дерет горло, словно красный перец, втянутый внутрь через лакричную соломинку. Стал ли он писком моды?
"Не так чтобы очень", - признает генеральный менеджер Кеннет Макклюр. Запросов на этот коктейль, который упоминается, в том числе, на сайте BarMiester.com, энциклопедии популярных напитков, пока немного.
Возможно, в ближайшем к вам питейном заведении вы и не найдете коктейль "Усама бен Ладен", но очень скоро нечто похожее может войти в мейнстрим. В последние несколько лет в честь войны в Ираке, вторжения в Афганистан и мучительной бесконечной "войны с террором" возникла, по меньшей мере, дюжина новых коктейлей. В бостонском KO Prime steakhouse можно отведать коктейль "Бриз в бухте Гуантанамо" (Guantanamo Bay Breeze), смесь цитрусовой водки, мякоти ананаса и клюквенного сока, названную в честь замкнутой жизни заключенных в тюремном лагере на Кубе.
Malt Shop в Вашингтоне недавно начал предлагать коктейль "Шок и трепет" (Shock and Awe), смесь виски и энергетического напитка Red Bull. Этот коктейль увековечил блиц-операцию Америки в Ираке. А в баре Bar R15 в центре Сакраменто, Калифорния, у посетителей есть два варианта залить свое несогласие с государственной внешней политикой: коктейль "Кровь и нефть" (Blood and Oil), смесь особой черной водки и клюквенного сока, главная идея которой заключается в том, что Америка воюет за свои энергетические интересы, и коктейль "Грязная бомба" (Dirty Bomb): радиоактивную унцию ванильного ликера и ликера Jagermeister вливают в пинту Red Bull и выпивают залпом.
Однако пока самой обширной нишей вдохновленных войной напитков остается киберпространство, где под грифом анонимности рождается то, что реальным барменам может быть стыдно подавать посетителям. Среди самых оскорбительных - коктейль "Джихад" (Jihad Cocktail), старая добрая смесь апельсинового сока, водки и лимонной содовой, и "Афганская шлюха" (Afghanistany Whore), смесь рома, кока-колы и водки.
По словам Тани Венман Стил, редактора сайта рецептов Epicurious, "после афганского вторжения прокатилась волна подобного типа коктейлей".
Профессионально редактируемые сайты, такие как Epicurious, отказываются регистрировать такие создания, оставляя их на откуп другим сайтам, таким как 1001cocktails.com, BartendersGuide.com и личным сайтам. "Пока бомбят Талибан, вы тоже не должны сидеть сложа руки!" - пишет одна жительница Вашингтона на своем сайте, приводя длинный список коктейлей, включая коктейли "Талибанана" (Talibanana), "Намотай волшебный тюрбан" (Puff the Magic Turban) и "Сними свою бурку" ( Take off Your Burqa). (В начале этого месяца она еще продолжала искать рецепты коктейля "Мама Осамы" (Osama's Mama) и "Тали-БАМ" ( Tali-BAM). Однако когда NEWSWEEK попросил ее об интервью, сайт был неожиданно дезактивирован.)
Идея создания вдохновленных войной коктейлей может звучать глупо, но исторически ничто так не щекотало американское горло, как конфликт.
"Артиллерийский пунш" (Artillery Punch) и другие жесткие пунши возникли на пепле гражданской войны. Первая мировая вдохновила "Френч-75" (French 75), коктейль на основе джина и шампанского, который пили за погибших пилотов, а Вторая мировая породила коктейль "Камикадзе" (Kamikaze), смесь водки и шампанского.
Даже корейская и вьетнамская войны оставили свое алкогольное наследие в форме "Корейского слинга" и коктейля "Напалм". "Война и выпивка всегда дополняли друг друга", - замечает Дейл Гегрофф, президент Музея американских коктейлей в Новом Орлеане.
Происхождение напитков военной тематики варьируется от катарсических проявлений возмущения до элементарных шуток, таких как коктейль WMD (weapons of mass destruction - оружие массового поражения), созданный барменом Майком Груббом в Liquor Bar в Нью-Йорке. Стоит его заказать, и вам принесут пустую стопку - как издевательство над довоенной развединформацией США о том, что Саддам Хусейн скрывал "оружие массового поражения".
"Какова цена? 30 млрд долларов", - отвечает Грубб, грубо оценивая стоимость войны.
Другие напитки стали продуктом полевых импровизаций. Во время Первой мировой войны американские солдаты готовили коктейли "Том Коллинз", используя единственный игристый напиток, который был у них под рукой, рассказывает Дегрофф. "Это было шампанское - так родился French 75". Тот же дух предприимчивости очевиден и в Ираке, где сегодняшние солдаты, по сообщениям, поглощают "самогон хаджи" (Hajji Moonshine), как называют незаконный самогон, изготавливаемый иракцами в обход ограничений на алкоголь в мусульманской стране.
Однако войной изобретательность не ограничивается. "Алкоголь - это неотъемлемая часть коктейльной дипломатии", - говорит Марк Гроссих, глава Hospitality Holdings, которая управляет World Bar. Расположенный напротив штаб-квартиры ООН, бар нацелен скорее на сближение, чем на соперничество. Последний фирменный коктейль заведения - мартини плюс джин плюс лимонный сок, плюс сироп из бузины ("символ сострадания") и две капли Blue Curacao ("что напоминает голубой цвет ООН"). На краю стакана помахивает крылышками белый шоколадный голубь. Название коктейля? "Миру мир" (World Peace).