Комиссия при президенте пытается исправить несправедливые решения судов
Каждый вторник в здании президентской администрации собираются 17 членов Комиссии по помилованиям. Заседания проходят в кабинете, стены которого украшены фотографиями детей председателя этой Комиссии, писателя Анатолия Приставкина. Именно эта Комиссия в ходе внеочередного заседания недавно предложила помиловать американского гражданина Эдмонда Поупа, приговоренного к 20 годам лишения свободы за шпионаж. Это решение Комиссии было одобрено президентом Путиным. Исключительный случай.
В повседневной жизни эта структура занимается решением более скромных, но от этого не менее жизненно важных вопросов: любой осужденный, использовав все возможности обжалования своего приговора в судебных инстанциях, может обратиться с просьбой о помиловании, от сокращения срока до немедленного освобождения. В январе Комиссия отпразднует 9-летнюю годовщину своего существования: она по праву может гордиться результатами своей работы. В 1999 году президент Ельцин дал положительный ответ на 12522 прошения о помиловании. Комиссия была создана в 1992 году, благодаря усилиям неустанного борца за соблюдение прав человека Сергея Ковалева, который в то время был депутатом Верховного Совета. Именно Ковалев убедил Анатолия Приставкина согласиться на предложение возглавить эту Комиссию.
Приставкин обрел известность в период перестройки, когда был опубликован его почти автобиографический роман о жизни малолетнего сироты. Он не юрист - он борец за справедливость. Он хотел окружить себя такими же людьми, как он сам. Не высокопоставленными чиновниками, а гражданами, придерживающимися независимых взглядов: бывший политзаключенный, бард, кинодраматург, хирург, православный священник, литературный критик и т.д. Это оказалось не таким простым делом, но Приставкину это удалось.
Виновный
Комиссия была и остается бальзамом на больном теле российского правосудия. Его несправедливость известна всем. Любой арестованный и посаженный под стражу российский гражданин, возможно, в чем-то виновен. Мало кто покидает зал суда без вынесения приговора, хотя бы минимального, соответствующего сроку предварительного заключения. ?Это замкнутый круг, - говорит Приставкин, - людей за незначительные преступления приговаривают к большим срокам заключения?. Исключением из правила, по словам Приставкина, являются приговоры, вынесенные судьей Пашкиным. Из общего числа приговоров, вынесенных этим судьей, 12% оправдательные, ?потому что это гуманный судья?. В среднем, по всей России выносится 0,2% оправдательных приговоров. В России насчитывается около 1 миллиона заключенных, и каждый пятый россиянин побывал в тюрьме.
Иными словами, Комиссия завалена делами. Каждую неделю ее членам удается рассматривать приблизительно 200 дел. Маньяки, насильники, детоубийцы - преступники, принадлежащие к этим категориям, редко обращаются в комиссию по помилованиям. Даже если такие прошения поступают, чаще всего на них дают отрицательный ответ.
Большая часть преступлений связаны с употреблением водки и алкоголизмом, хроническими болезнями России. Ухудшение условий жизни приводит лишь к обострению данной проблемы. Один убил свою жену в состоянии опьянения. Два брата напились, один убил другого ножом и этим же окровавленным ножом написал: ?Я убил дурака?. Один пьяный друг говорит другому: ?Я отрежу тебе голову?. Второй положил голову на табурет, первый взял топор и отрубил голову. Некоторые члены Комиссии не выдерживали, уходили в отставку или брали отпуск.
?Раненый мир?
?Сначала, я никак не мог привыкнуть?, - говорит Приставкин. Чтобы отвлечься, он решил составлять хронику всех девяти лет работы Комиссии. ?Эта книга - лишь слабая попытка приглушить боль, которую испытываешь при чтении этих дел. Это слезы России. Поскольку мы видим за этими делами не только осужденных, но всех нас, живущих в этой криминальной зоне, в которую превратилась страна. Мы народ, который плюет сам на себя, но продолжает оставаться великим, несмотря на воровство и обман. В этой книге описывается раненый мир?.
В трех томах рассказывается о России: ее каждодневная жизнь пропускается сквозь призму всех этих различных фактов и ее правосудия. А оно, без всякого сожаления, приговаривает к трем или четырем годам тюрьмы женщину, которая украла два или три килограмма картошки, чтобы накормить своих детей. В подобных случаях Комиссия обретает большее значение, чем инстанция, принимающая решения о помиловании: это исправление несправедливого решения правосудия.