27 декабря 2002 г.

Роджер Хайфилд | The Telegraph

Над теорией африканского происхождения человека нависла тень сомнения

Дискуссия по поводу наиболее признанной гипотезы происхождения современного человека вновь разгорелась вчера в связи с публикацией анализа генетического кода Homo sapiens. Теория заключается в том, что первые люди вышли из Африки и со временем полностью заменили собой иные местные популяции.

Новые данные показывают, что смешение генотипов все-таки имело место, пусть и ограниченное, между нашими африканскими предками и жителями тех регионов, где они расселялись.

"Похоже, что первые поселенцы, вышедшие из Африки 80 тысяч лет назад, не полностью заместили местное население других регионов мира", - сказал профессор Генри Харпендинг из университета штата Ута, один из авторов исследования. "Имеются некоторые следы скрещивания".

Если это заключение верно, ставится под вопрос "теория замещения" в человеческой эволюции, приверженцем которой более десяти лет являлся профессор Харпендинг. "В науке новые данные, появляясь, каждый день ставят гипотезы под вопрос, - говорит он. - Так она и работает".

Журнал Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовал результаты работы группы ученых, в которую входил профессор Харпендинг. Возглавляли ее антрополог Стивен Шерри и математик Габор Март, работающие в Национальном центре биотехнологической информации при Национальном институте здоровья в Мэриленде.

Большинство антропологов сходятся в том, что предки человека впервые появились в Африке 1,8 млн лет назад, основав затем поселения в Европе, Азии и далее. Согласно "мультирегиональной теории", современный человек происходит от жителей этих поселений.

Противостоящая ей "теория замещения" утверждает, что местное население, включая европейских неандертальцев, полностью вымерло, когда 80-30 тыс. лет назад нахлынула волна переселенцев из Африки.

Ученые в состоянии проследить древние генетические мутации у современного человека и выяснить его происхождение, оценив размер популяции в каждую конкретную эпоху.

Мутации происходят сравнительно регулярно, так что, если человеческая популяция в определенный момент доисторической эпохи была велика, значит, больше мутаций должно было случиться, отразившись в большем разнообразии обнаруженных сегодня генетических изменений.

Напротив, в небольшой популяции предков человека происходило бы меньше мутаций, и тогда современные люди должны демонстрировать менее выраженное генетическое разнообразие.

Таким образом, генетический материал личности "хранит в себе всю историю той популяции, от которой эта личность произошла", говорит профессор Харпендинг.

Прежние исследования генетического материала, обнаруженного в митохондриальной ДНК клетки, подтверждали гипотезу, что небольшая группа численностью от 5 до 20 тысяч людей мигрировала из Восточной Африки, распространилась по всему миру и, стремительно разрастаясь, вытеснила прочие человеческие популяции. В Африке это произошло 80 тыс. лет назад, в Азии - 50 тыс., в Европе ? 35 тыс. лет назад.

Новым исследованием, однако, проанализированы ошибки генетического правописания в человеческом коде - мутации, называемые SNP, - и предложено некоторое объяснение тому факту, что резко сократилась численность населения, когда предки современного человека колонизировали Европу 40 тыс. лет назад.

Профессор Харпендинг говорит, что, возможно, большие группы переселенцев из Африки держались сами по себе, лишь изредка смешиваясь с местным населением - как в Европе, так и в других местах.

Поскольку взаимопроникновение генов было редкостью, лишь немногие из доисторических европейских генов оказались включены в схему ДНК современного человека, оставляя ложное впечатление, что доисторические популяции вымерли или сошли на нет.

Также не исключена вероятность, что доисторическое население Африки 100 тыс. лет назад было весьма значительным, но лишь малая его часть - возможно, несколько десятков человек - мигрировала в другие регионы 80 тыс. лет назад, в итоге вытеснив местных обитателей.

Этим можно было бы объяснить то, что схема человеческого гена оставляет впечатление, будто имело место резкое сокращение популяции, тогда как на самом деле этого не было. Но профессор Харпендинг полагает, что вряд ли незначительное число мигрантов из Африки могло до такой степени изменить картину народонаселения в мире.

Источник: The Telegraph