Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 февраля 2003 г.

Марк Семо | Libération

Турецкие курды боятся, что война рикошетом ударит по ним

Здесь их максимум сто человек. Они месят грязный снег, хлопают в ладоши и скандируют "Нет войне!" по призыву левого профсоюза государственных служащих. Вокруг демонстрантов развернуты внушительные силы стражей порядка: два легких бронетранспортера и полицейские с автоматами. "Они готовы открыть огонь при первом призыве к освобождению курдов", ? говорит студент из Диярбакыра - "столицы" юго-восточной Турции, населенной в основном курдами.

С начала иракского кризиса контроль усилился: каждую ночь машины спецподразделений полиции выезжают на пустынные улицы города. Официально в Диярбакыре насчитывается 900 тысяч жителей, 70% из которых не имеют работы. Фактически в городе живет в два раза больше человек ? это результат притока сельских жителей, многие из которых не вернулись в родные дома, из которых они бежали, спасаясь от "грязной войны" турецкой армии против курдских повстанцев из ПКК (Партии трудящихся Курдистана). За 15 лет этой войны (1984?1998) погибло 36 тысяч человек, еще 3 миллиона человек стали беженцами.

"Мы не любим Саддама"

Если иракские курды ждут американской интервенции в Ираке как освобождения, их турецкие собраться, наоборот, боятся возвращения черных дней. "Мы не любим Саддама, который убил, по крайней мере, 100 тысяч курдов, не говоря уже о других жертвах. Но мы надеемся, что войны в Ираке не будет, ведь мы будем первыми, кто испытает на себе ее последствия как в экономическом плане, так и в плане гражданских свобод", ? говорит мэр Диярбакыра Феридун Джелик, депутат от прокурдской партии "Хадеп", которая набрала 75% голосов на муниципальных выборах.

Регион пострадал от эмбарго, объявленного Ираку, который был главным рынком сбыта для местных товаров. Тысячи водителей грузовиков стали безработными или были вынуждены заняться приграничной перевозкой нефти, чтобы сводить концы с концами. "Новый конфликт добил бы нас окончательно", ? сетует мелкий предприниматель, занимающийся строительством. И боится он не только потери заработков.

"Наша мечта начинала сбываться

Страх ? физически ощутимый, вездесущий ? возвращается в эти места. "Люди слишком хорошо знают, что такое война, особенно гражданская. Молодежь не видела ничего, кроме нее. У каждого или почти у каждого есть родственник, который был арестован полицией, подвергнут пыткам, пропал без вести или был убит", ? объясняет Махмут Ортакая, член Ассоциации медиков. Многие думали, что этот кошмар кончился. "Демократизация, которой добивались европейцы, уже начинала оказывать свое благотворное действие. Наша мечта начинала сбываться, и вот теперь мы рискуем вновь вернуться в прошлое. Тем ужаснее разочарование", ? подчеркивает писатель Сейхмуз Дикен, который, как и многие курдские интеллектуалы, с тревогой ощущает, как среди его соплеменников "нарастает чувство нетерпения".

Четыре года назад, когда лидер ПКК Абдулла Оджалан, содержащийся в заключении на острове-тюрьме Имрали, призвал своих сторонников прекратить огонь, город начал возвращаться к жизни. На курдской земле воцарился хрупкий мир. Чрезвычайное положение, введенное в юго-восточных провинциях более десяти лет назад, постепенно было отменено повсеместно. В декабре очередь дошла и до провинции Диярбакыр.

Преисполненная решимости вступить в Европейский Союз, Турецкая Республика была вынуждена под нажимом Брюсселя провести в августе некоторые реформы. Они предусматривают признание культурных прав меньшинств, в частности курдов, которые должны иметь право вести частное преподавание на родном языке, иметь свои передачи на государственных частотах. Пока что эти права остаются на бумаге, и есть риск, что так будет и в ближайшее время. Власти опасаются, что возможное обретение независимости иракскими курдами окажет провоцирующее воздействие на турецких курдов, составляющих как минимум четверть населения страны.

"Репрессии усилились"

"Даже иракская федерация, включающая в себя автономный Курдистан, тревожит Анкару, и есть опасность, что давление будет усиливаться. Между тем курды Турции требуют всего лишь признания их прав и их специфики как народа", ? утверждает историк Нури Синир. Несмотря на отмену чрезвычайного положения, манифестации по-прежнему запрещены и разгоняются, как только приобретают "сепаратистский" уклон. "В январе было арестовано более 425 человек, то есть больше, чем за предыдущие полгода, а 40 заключенных были сильно избиты. С тех пор как заговорили о войне, репрессии усилились", ? говорит Селахаттин Демирташ, возглавляющий в Диярбакыре Ассоциацию защиты прав человека.

Тревожные настроения усиливает и то обстоятельство, что армия собирается развернуть 50-тысячный контингент на севере Ирака с целью не допустить провозглашения там независимого курдского государства и уничтожить от 5 до 10 тыс. партизан ПКК (переименованной в "Кадек" ? Конгресс за свободу и демократию в Курдистане), которые сосредоточились по другую сторону границы после призыва их лидера к прекращению огня.

"Партизанская война не выдохлась"

"Если "Кадек" подвергнется нападению, он возобновит боевые действия, в том числе на турецкой территории, и эта война может привести к гораздо более многочисленным жертвам, чем американская интервенция в Ираке, ? прогнозирует Селахаттин Демирташ. "Партизанщина вовсе не выдохлась. Она еще пользуется поддержкой у части населения и за пределами страны", ? признает мэр Феридун Джелик.

К возобновлению восстания может толкать разочарование, которое испытали многие курды в годы перемирия: власти не сумели воспользоваться прекращением актов терроризма, чтобы выступить с реальными политическими инициативами по курдскому вопросу. "Даже всеобщая амнистия для боевиков, арестованных за хранение оружия, не была объявлена, а те, кто хотел бы вернуться к мирной жизни, оказались вынуждены остаться в лагерях ПКК", ? с сожалением говорит председатель коллегии адвокатов Диярбакыра Сезгин Танрикулу. Чувство отчаяния заставляет многих, особенно молодежь, забыть об ужасах "грязной войны" и униженного поведения Оджалана на судебном процессе. "Кадек" начала кампанию за смягчение режима содержания своего лидера, угрожая возобновлением боевых действий. В Диярбакыре, как и в других городах Юго-Востока, она встретила определенный отклик. "Когда здесь, как и в Стамбуле и Анкаре, в 20.00 на одну минуту в домах гасят свет, это означает, что люди требуют не только мира, но и освобождения Оджалана", ? констатирует курдский журналист, которого трудно заподозрить в симпатиях к партизанам.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru