Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 января 2004 г.

Клод Гибаль | Libération

Несчастливые браки на берегах Нила

На фотографии - юноше и девушка, сидящие на лужайке в городском парке. "Махмуд и я полюбили друг друга в университете, но мой отец отверг его, так как он был недостаточно богат", - с грустью вспоминает Алия (имена изменены. - Libération). Однако, вопреки воле отца, юная студентка продолжала встречаться со своим другом. Прогулки, кино. Всегда вместе, всегда в окружении приятелей. Когда Махмуд предложил Алии тайно выйти за него замуж, молодая девушка покраснела от смущения. Подумав, она согласилась. В присутствии двух свидетелей - таких же студентов, как и они, Алия и Махмуд подписали бумагу, объявлявшую их мужем и женой перед Аллахом и Его Пророком. Махмуд положил документ в свой портфель. В тот же вечер, когда родителей девушки не было дома, между молодыми людьми произошел первый сексуальный контакт. "Это не было грехом, - с жаром говорит Алия. - Ведь я была его женой. Единственное отличие от официального брака было в том, что, кроме Бога и нас самих, никто об этом не знал".

Но месяц назад для Алии все рухнуло. Она узнала, что Махмуд женился на другой - теперь уже официально. "Он ведет себя так, будто меня не существует, он отказывается вернуть мне бумагу, чтобы я могла ее порвать. Перед Аллахом я остаюсь его женой, хотя он живет с другой женщиной и наш брак остается тайной. Пока он держит меня в заложницах с помощью этого листка бумаги, я не могу вновь выйти замуж. К тому же я потеряла девственность. Если люди об этом узнают, меня будут считать проституткой" - с унынием говорит она. По египетским законам, основанным на шариате, многомужие карается семью годами тюрьмы - в противоположность двоеженству, которое читается вполне законным. Сегодня Алия жалеет о своей тайной свадьбе. В будущем году ей исполнится 21 год. "Мне нужно было подождать, чтобы сделать все официально, пусть даже для этого пришлось бы поссориться с семьей".

"Скрытая проституция". Случай Алии - далеко не единственный. Если верить прессе, которая регулярно пишет об этом явлении, неофициальные брачные союзы стали язвой египетского общества. Они открывают дверь "разврату" и "сексуальной вседозволенности", пишут газеты, которые осуждают подобные неофициальные браки во всех их разновидностях. Среди них - "походный" брак масйар (مسيار), обычай саудовского происхождения, который не налагает на мужа никаких финансовых обязательств и даже не требует совместного проживания с супругой. Существует еще брак "для удовольствия", мутаа (متعة): такой союз, заключающийся на определенный срок, ведет свое происхождение от эпохи ранних мусульманских завоеваний и сегодня распространен у шиитов. Широко практикуемый в летние месяцы, он позволяет богатым туристам из стран Залива заключать сроком на несколько недель или даже несколько часов "брак" с юными девушками, которых их родители, бедные крестьяне, таким образом "выдают замуж" за несколько нефтедолларов. Египетская пресса называет эту практику "скрытой проституцией". Контракт мутаа, однако, избавляет подписавшего его мужчину от неприятностей с полицией нравов.

Наиболее распространенной формой подпольного брака в Египте является орфи (عرفي). Он широко практиковался в стране до тех пор, пока в XIX веке султан Мухаммед Али не ввел институт регистрации брака при участии нотариуса - маазуна. В Коране действительность брачных уз требует соблюдения ряда условий - уплаты выкупа, добровольного согласия молодых людей и объявления о заключении брака перед свидетелями. Ни о каких административных формальностях речь, конечно, не идет. Согласие на брак со стороны законного опекуна девушки предпочтительно, но не является обязательным.

В период израильско-арабских войн орфи стал для солдатских вдов единственным средством повторно выйти замуж, не теряя пенсии, получаемой за погибшего мужа. Кино популяризировало образ шефа, женящегося таким образом на своей секретарше (девушке более низкого социального статуса) без ущерба для своего общественного престижа.

Осуждается даже флирт. За последние десять лет орфи широко распространился в студенческой среде. Если верить статистике, приведенной в 2001 году министерством по социальным делам, в подобных тайных союзах состоит 17% студентов. "К цифрам нужно относиться с осторожностью, - напоминает социолог Мона Абаза, - но это действительно серьезная социальная проблема". Абаза, работающая преподавательницей в каирском Американском университете, считает, что распространение орфи вызвано одновременно с несколькими факторами, в частности исламизацией общества. Этот процесс, толчок которому дал в 70-е годы египетский президент Анвар Садат, усилился с возвращением в страну египтян, выезжавших на заработки в страны Залива и перенявших там религиозную практику саудовского ваххабизма. "Социальное давление огромно, - подчеркивает Мона Абаза. - Общество находится под плотным контролем публичной морали. Это приводит к "двойной жизни", к скандалам. В орфи молодые люди находят способ подладиться к нормам общества". Хотя с конца 80-х годов, когда исламисты приводили в полицейские участки неженатые парочки, ситуация изменилась, в египетском обществе господствует стыдливость. Даже легкий флирт сурово осуждается - например, соседями. В то же время злоключения Дины, исполнительницы "танца живота", чьи любовные утехи с бизнесменом благодаря украденной видеокассете смаковала вся страна, свидетельствуют о неврозах египетского общества, преисполненного внутренних противоречий и стремящегося "сохранить лицо".

орфи нет лицемерия. Нельзя спать с женщиной, если ты неженат, это запрещено, это аморально", - утверждает Алия, которая считает себя глубоко верующей. Однако религиозные власти смотрят на дело не столь однозначно. После серии противоречивых заявлений Аль-Азхар - главная инстанция суннитского ислама - запретил эти нелегальные союзы. Однако аспирант Гамаль не хочет об этом слышать. "Орфи - это единственная возможность вести любовную жизнь, когда тебе еще не исполнилось 35 лет! Чтобы жениться на девушке, нужно выполнить столько условий: купить квартиру и мебель, иметь хорошую зарплату, заплатить выкуп, приобрести украшения. Откуда взять все это, если ты безработный?" В условиях экономического кризиса и проблем с жильем женитьба становится все более трудным предприятием. Каждый четвертый житель жителей Каира в брачном возрасте остается холостым - и это в стране, 65% населения которой составляют люди моложе 30 лет, напоминает Мона Абаза. "В нынешней экономической ситуации сексуальные фрустрации очень сильны. Чтобы избежать проблем, молодые люди не бросают вызова обществу: они просто играют в некую игру. Речь идет о двойной общественной морали, о стремлении сохранить внешние приличия", - говорит она.

Для Мюриэль, приехавшей из Европы и живущей с египтянином, орфи был единственной возможностью снять квартиру для себя и своего возлюбленного. "Когда мы привезли мебель, мы успокоили владельца квартиры, предъявив ему листок бумаги, подписанный накануне в присутствии двух свидетелей. Хозяин знал, что с точки зрения закона эта бумага ничего не значила, но мораль была соблюдена". "Орфи - это хорошее решение, когда оба партнера знают, что они делают", - подтверждает Гамаль.

Ситуация осложняется в случае беременности или супружеского конфликта. Ибо этот контракт не дает женщине никаких прав. Впрочем, он принимается в расчет при установлении отцовства - при условии, что существование контракта доказано. Закон от 2001 года, впервые разрешивший женщине требовать развода, распространяется и на орфи - но и в этом случае женщина должна предъявить доказательства существования контракта. "У нас был только один экземпляр контракта, который находится у него", - вздыхает Алия.

Между инстинктами и моралью. "Наше общество жестоко судит тех, кто заключает контракт орфи", - с сожалением говорит Шерин. Сама она вышла таким же образом замуж семь лет назад, и у них с мужем есть ребенок. Как его зовут? "Ислам. Чтобы напоминать мне о религии. Если бы я родила девочку, это было бы ужасно. Ее жизнь превратилась бы в ад, все думали бы, что она плохо кончит. Как я". Шерин, девушке из хорошей семьи, было 17 лет, когда она встретила своего будущего мужа. В тайне от своих семей пара студентов юрфака заключили контракт орфи с целым списком приложений. "Мне нужны были гарантии. Мой муж обязался платить мне алименты в случае развода, он также заранее признал наших детей - на случай моей беременности". Друзья Шерин, которым она обо всем рассказала, осудили ее выбор. "Моя мать не хочет, чтобы я к ней ходила", - говорит Хеба, ее подруга детства. Она слушает рассказы о том, сколько всего пришлось пережить Шерин со дня заключения тайного брака. О том, как в первый раз ей был сделан аборт без анестезии - чтобы родители не заподозрили неладного, заметив ее сонливость. О том, сколько ей пришлось бороться, пока они не согласились на "настоящую" свадьбу...

По мнению Мона Абазы, вопрос о тайных брачных союзах поднимает фундаментальные проблемы современного Египта. "Что такое гражданственность, что такое уважение личной жизни. Как женщине добиться уважения своих прав?" Говоря о шизофреническом состоянии общества, разрывающегося между своими инстинктами и требованиями морали, социолог отмечает также деполитизацию молодежи. "В 70-е годы некоторые молодые люди, вдохновленные примером "поколения 68 года", бросали вызов морали, демонстративно живя вместе. Сегодня никто уже не осмеливается так жить. Давление слишком сильно. Молодежь следует примеру родителей, не подвергая сомнению устоявшиеся ценности. В этом плане брак является настоящим общественным договором".

Но Алия, наверное, никогда не сможет рассчитывать на такой договор. Сегодня эта молодая женщина живет в постоянном страхе: она боится, что Махмуд раскроет ее тайну. К страху добавляется еще одна проблема: нужно срочно достать 1000 египетских фунтов (около 135 евро) - сумму, которую запросил врач за восстановление девственности. Это в четыре раза больше месячной зарплаты среднего египтянина. Цена ее утраченной чести.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru