Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 июля 2005 г.

Джим Ярдли и Дэвид Сангер | The New York Times

США используют новый подход на переговорах с Северной Кореей

Во вторник администрация Буша продемонстрировала неожиданные признаки гибкости на переговорах с Северной Кореей, где американские и северокорейские дипломаты встретились, чтобы обсудить деликатный вопрос о том, каким образом будет предоставляться гуманитарная и энергетическая помощь КНДР, если та начнет демонтаж своей ядерной программы.

Делегации двух стран отдельно встречались в Пекине два дня подряд, чтобы обсудить предложение, выдвинутое администрацией в июне 2004 года, перед тем как КНДР вышла из переговорного процесса. Глава американской делегации Ричард Хилл заявил журналистам, что "деловые" встречи вновь открывают перспективу "замораживания" северокорейской ядерной деятельности на три месяца и последующего быстрого демонтажа ядерных объектов КНДР. В результате откроется более широкий канал для помощи, которую будут предоставлять Южная Корея и другие соседние государства.

Источник в Вашингтоне заявил, что подход, применяемый к КНДР, был частично опробован в отношении Ливии в 2003 году. В результате тогдашних переговоров полковник Муаммар Каддафи принял решение отказаться от основных элементов своей ядерной программы. Но ядерная инфраструктура КНДР намного старше, продвинулась гораздо дальше и спрятана гораздо лучше. Источники отмечают, что в настоящий момент США просто пытаются "заложить фундамент" будущего разоружения, которого, по мнению многих в Вашингтоне, не хочет лидер КНДР Ким Чен Ир.

Хилл не стал в подробностях рассказывать о реакции Ким Ге Гвана, заместителя министра иностранных дел КНДР. "Они говорили об июньском предложении, - заявил Хилл. - Они говорили о своих опасениях по поводу последовательности действий и о значении, которое они придают этой последовательности, так как они не хотят брать на себя обязательства раньше, чем это сделают другие".

Во время первого срока Буша нынешний госсекретарь Кондолиза Райс критически отзывалась о подписанном президентом Клинтоном соглашении, предоставляющем блага Северной Корее, но не увязывающем их с разоружением.

Американские источники утверждают, что позиция администрации осталась неизменной, но отмечают, что Хиллу предоставлено больше свободы, чем его предшественнику Джеймсу Келли, и он может сам выбирать подход, включая встречи один на один.

Хилл, похоже, считает, что для США будет приемлемым пошаговый процесс, когда за каждой уступкой со стороны КНДР следует вознаграждение со стороны США и других участников шестисторонних переговоров - Южной Кореи, Японии, Китая и России. Хилл отметил, что, когда КНДР "примет решение о полном и поддающемся проверке демонтаже своей ядерной программы", США и другие участники переговоров предпримут "соответствующие шаги".

Он описал этот подход как "слова в обмен на слова, действия в обмен на действия".

Но камнем преткновения может стать фраза "поддающийся проверке", как это было на протяжении десятилетий переговоров о вооружениях с Советским Союзом. США отмечают, что им неизвестно местонахождение ключевых элементов двух северокорейских ядерных программ, а это означает, что им придется добиваться права осматривать почти все в стране. Многие в администрации не верят, что КНДР готова пойти на такой шаг.

Двусторонней встрече, состоявшейся в первый день шестисторонних переговоров в Пекине, предшествовали сигналы со стороны Хилла, что США могут занять более гибкую позицию. В заявлении на открытии переговоров он сказал, что США относятся к суверенитету правительства КНДР как "к данности", и заверил в том, что администрация Буша не планирует военную атаку против этой страны.

В ответном выступлении Ким Ге Гван избегал воинственного тона, характерного для правительства КНДР. "Те, от кого это напрямую зависит, должны принять политическое и стратегическое решение, чтобы отвести угрозу войны от Корейского полуострова, и мы готовы это сделать, - заявил он. - Я надеюсь, что США и другие государства тоже к этому готовы".

Четвертому раунду предшествовал выход из переговоров КНДР 13 месяцев назад, не давшей ответа на американское предложение. Новому раунду присуща атмосфера безотлагательности, так как США опасаются, что КНДР быстро наращивает свой ядерный арсенал. Ядерные эксперты полагают, что у КНДР достаточно топлива для производства не менее восьми атомных бомб.

Три предыдущих раунда переговоров в Пекине и нынешний шестисторонний формат могут провалиться, если и нынешний раунд зайдет в тупик. Администрация Буша уже дала понять, что может пойти на жесткие экономические санкции, если раунд не даст результатов.

Япония, со своей стороны, продолжает настаивать на том, чтобы давние похищения КНДР японских граждан были включены в повестку дня переговоров, что встречает категорический отказ со стороны КНДР и тихое сопротивление со стороны Южной Кореи.

На брифинге после первого дня переговоров пресс-секретарь китайского МИДа заявил, что следующее пленарное заседание состоится в среду. Он добавил, что во вторник все участники проводили двусторонние встречи, а встреча представителей США и КНДР свидетельствует о потеплении в отношениях.

Китай, принимающий у себя все раунды переговоров, во многом связывает с достижением прорыва свой дипломатический престиж. Министр иностранных дел Ли Чжаосин на церемонии открытия заявил, что шестисторонний процесс является единственным "реалистичным и жизнеспособным курсом" для мирного урегулирования ядерного противостояния. Но он рекомендовал участникам переговоров поэтапный подход к решению проблемы.

По его мнению, "подобные разговоры могут привести к разного рода трудностям и неудачам".

"Покоряя каждый раз по одному утесу, вы достигнете вершины", - заявил он.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru