Призывы к пересмотру идеологии, прозвучавшие из тюремной камеры, потрясли соратников автора из "Аль-Каиды"
В тюремной камере под Каиром раскаявшийся лидер египетских террористов заканчивает работу над знаменательным отречением от прежних убеждений, подрывая тем самым теоретическую базу исламской концепции насильственных методов джихада. Ожидается, что эта работа вызовет жаркие споры среди бывших товарищей автора по оружию, продолжающих борьбу в рядах "Аль-Каиды".
57-летний Сайид Имам аль-Шариф - основатель и первый эмир (командующий) организации "Египетский исламский джихад", приверженцы которой в 1981 году убили президента Анвара Садата, а позднее присоединились к Усаме бен Ладену в Афганистане, воюя против советской оккупации.
Шариф, хирург по профессии, до сих пор известный под своей подпольной кличкой "Доктор Фадль", прославился как автор "библии" салафистов-джихадистов - "Основ подготовки к Священной Войне". Он сотрудничал с Айманом аль-Завахири, тоже врачом из Египта, а ныне заместителем бен Ладена. После 11 сентября 2001 года Шариф был похищен в Йемене, допрошен ЦРУ и экстрадирован в Египет, где он с 2004 года отбывает пожизненное тюремное заключение.
Недавно Шариф выступил с пламенным отречением от прежних убеждений, осудив убийства по национальному и расовому признаку, а также действия против женщин и детей. Свои слова он подкрепил запретом из Корана: "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте (границ дозволенного). Воистину, Аллах не любит преступающих". Вооруженная борьба греховна и неконструктивна, ее следует прекратить, категорично заявил он.
Аль-Завахири, явно задетый, обрушился на Шарифа с язвительными нападками в видеообращении, переданном в эфир после того, как заявление Шарифа - полученное по факсу из тюрьмы Тора одной из арабоязычных газет - возвестило не только о его новых убеждениях, но о скорой публикации отречения объемом с книгу, что поддержали сотни других бывших боевиков.
"Неужели в камерах египетских тюрем теперь есть факсы? - вопросил аль-Завахири. - Интересно, подключены ли они к той же розетке, что и электрошокеры?". Аль-Завахири объявил обращение Шарифа пропагандистской акцией спецслужб Хосни Мубарака.
Но египетские и западные эксперты, а также государственные служащие и бывшие джихадисты единодушно считают, что обращение Шарифа - не фальсификация и что это глубоко знаменательный факт. "Люди много чего могут сказать, чтобы их больше не пытали, но этот документ - плод долгого процесса размышлений и споров, - уверяет Мунтазир аль-Зайят, юрист, в 1980-е годы сидевший в тюрьме за принадлежность к "Исламскому джихаду". - Когда книга выйдет, аль-Завахири и глобальное движение джихадистов будут рвать и метать. Очевидно, Сайид Имам призовет прекратить операции по уничтожению людей в Египте и за рубежом".
Диаа Рашван из Центра политических и стратегических исследований "Аль-Ахрам" говорит: "У меня нет сомнений в подлинности этого документа. Он вызовет настоящее потрясение и большую растерянность. Джихадисты увидят, что сотни их бывших братьев критикуют самые основы их убеждений. Потому-то аль-Завахири так встревожен".
Обращение в новую веру
Никто не прогнозирует, что книга положит конец терактам смертников в Ираке или Афганистане, но интерес к ней настолько силен, что несколько арабоязычных газет соперничают за право приобрести 100-страничный трактат под названием "Рекомендации по ведению действий джихадистов в Египте и всем мире".
Отречение Шарифа - результат египетской государственной программы по борьбе с радикализацией, в ходе которой были успешно "обращены" и социально реабилитированы члены "Гама'а Исламийя", когда-то крупнейшей в арабском мире организации джихадистского толка, которая с 1980-х годов осуществила бесчисленное множество вооруженных нападений, пока после убийства 62 иностранных туристов в Луксоре в 1997 году не объявила о прекращении огня.
Главные идеологи этой организации, в большинстве своем ныне освобожденные из тюрем, написали 25 томов поправок, входящие в цикл "Таших аль-мафахим" ("Поправки к концепциям"). Эти поправки касаются ключевых вопросов доктрины: например, понятия "такфир" - когда мусульманина объявляют вероотступником и тем самым дозволяют его убить; нападений на гражданское население и иностранных туристов; объявления джихада мусульманскому государственному деятелю, который не применяет в стране законы шариата.
"Если вы хотите отнять у этих людей то, чем они прикрываются, необходимо показать, что их заявления не имеют под собой законных оснований, - говорит Ашраф Мохсин, египетский дипломат, ведающий вопросами контртеррористической деятельности. - Чтобы не позволять им вербовать новых членов, нужно опровергнуть их идеологию. Если изъять из их идеологии ислам, останутся только идеи, свойственные преступникам".
Министерство внутренних дел разрешило Шарифу и другим заключенным-джихадистам, как ранее членам "Гама'а", общаться и консультироваться друг с другом в тюрьме. Они также проводили религиозные диспуты со священнослужителями из университета Аль-Ажар - авторитетного средоточия "центристского" суннитского мусульманского права. "Конечно, египетские власти извлекают из этого пользу, - соглашается Зайят. - Но это делается не ради пользы властей и не ради американцев".
Предыдущие "поправки" включали в себя извинения перед жертвами терактов, заявления о признании их "мучениками" и об отмене фетв, объявленных ошибочными. Но это не исламистская версия "Бога, который не справился" - антологии 1949 года, написанной разочарованными коммунистами, - а скорее обоснованное отречение от неверных теологических интерпретаций. Их авторы - не либералы и не носители секулярных убеждений; в порядке самокритики они отмечают, что неправильные методы ведения джихада на руку только евреям, США и христианскому меньшинству населения Египта. "Египетские власти кичатся всем этим как огромной победой, - говорит один иностранный дипломат. - Но взгляды, проповедуемые этими людьми, все же довольно зловещи. Государство в какой-то мере пошло навстречу исламистам".
Явление глобального масштаба
Однако Рашван полагает, что усилия властей Египта по борьбе с радикализацией помогают избежать вспышек насилия; тому порукой, по его мнению, тот факт, что после Луксора в долине Нила не было ни одного инцидента, спровоцированного джихадистами.
"Теперь это явление глобального масштаба", - говорит Рашван, подразумевая, что с усилий, порожденных потребностями Египта в безопасности собственной страны, могут взять пример те, кто тоже ведет борьбу за сердца и умы мусульман: этот опыт будет ценен и для Лютона, и для Лиона, для Касабланки или Кабула.
"Чтобы победить терроризм, одних мер безопасности недостаточно, - заявляет Фуад Аллам, бывший генерал службы государственной безопасности Египта. Тот факт, что его дом в Каире охраняется часовыми, свидетельствует, что Аллам много десятков лет выслеживал боевиков-исламистов. - Для борьбы с терроризмом требуется более широкая стратегия, учитывающая политические проблемы, которые создают почву для экстремизма, так что эти "поправки" в определенной мере подействуют".
Предыстория
Государственные программы по противодействию радикализации населения в Египте - самые широкомасштабные в арабском мире. Но "перевоспитанием" джихадистов также занимаются в Саудовской Аравии, Йемене и Иордании. Саудовская программа, охватывающая 2800 "лиц с отклонениями", отличается мягким отношением к тем, кто воевал в Афганистане, но более жесткими мерами по отношению к боевикам, возвращающимся из Ирака, или тем, кто действует против властей Саудовской Аравии - это государство заявляет, что только оно вправе санкционировать джихад. Саудовцы, принадлежащие к "Аль-Каиде", все еще могут рассчитывать скорее на казнь, чем на возможность работы с психологом, "пересмотр" своих убеждений или диспуты о шариате со священнослужителями, кандидатуры которых одобрены властями. В Йемене "комитет по диалогу" посылает в тюрьмы мусульманских богословов. В Иордании салафистский мыслитель, идеолог джихадизма Абу Мухаммад аль-Макдиси осудил убийства шиитов суннитами по религиозному признаку и акции террористов-смертников, которые первым стал устраивать Абу Мусаб аз-Заркави. "Если Афганистан - университет джихадистского террора, - говорит один эксперт, - то Ирак - уже докторантура".