Почему итальянцы не отвернулись от Берлускони, несмотря на его пикантные похождения? Главный редактор газеты La Repubblica Эзио Мауро разъясняет этот феномен в статье для британской The Independent.
С точки зрения Мауро, небольшая трещина между Берлускони и его избирателями, "между мифом о премьер-министре и реальностью" все-таки возникла. На выборах в Европарламент партия Берлускони получила 35% голосов - меньше, чем рассчитывал премьер, католическая церковь осудила его поведение, и Берлускони впервые в жизни вынужден был перейти в оборону. "Он вынужден действовать в соответствии с чужой программой, над которой он не властен, он чувствует давление мировых СМИ и поневоле высказывается о своих неприятностях при каждом появлении на публике", - пишет автор.
Далее Мауро разъясняет, почему трещина не стала пропастью. "Во-первых, большинство итальянцев и не подозревают о бедах, которые навлек на себя лидер страны за последние несколько дней", - пишет он, отмечая, что итальянские телеканалы не освещают скандалы вокруг Берлускони, хотя они и касаются таких "рейтинговых" тем, как секс, деньги и власть. "Нельзя забывать, что всей вселенной итальянского телевидения повелевает Берлускони", - сообщает автор, поясняя, что премьер является владельцем трех частных телекомпаний, а три государственные традиционно контролируются правящей партией. Между тем, по данным института Censis, 73% итальянцев приняли решение о том, за кого голосовать на последних выборах, руководствуясь информацией телевидения.
"Монополия на телевидение не только гарантирует позитивный имидж премьер-министра, но и практически сглаживает реальность", - пишет автор. На этой неделе были преданы огласке видеозаписи, где Берлускони запечатлен в своей спальне в обществе девушки по вызову Патриции Д'Аддарио. Итальянское телевидение проигнорировало эту информацию, распространив лишь заявление премьера: "Я не святой".
Автор статьи вспоминает лозунг из "1984" Оруэлла: "Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее и настоящее". Однако, по мнению Мауро, причина еще и в том, что итальянские левые лет 15 назад утратили возможность пропагандировать свои ценности через кино, телевидение, глянцевые журналы, газеты и научное сообщество, а новым гегемоном стали правые. "В стране больше нет общественного мнения, она не способна на самостоятельную реакцию и спонтанные оценки", - утверждает автор.
В том, что касается последних новостей о Берлускони, гегемония пользуется проверенными средствами: правом на тайну частной жизни, презрением к сплетням и четким разграничением профессиональной деятельности и личной жизни, говорится в статье. Но нельзя считать "частным" разоблачения Вероники Ларио, жены Берлускони, - она пролила свет на мерзкую сделку, когда молодая женщина расплачивалась своим телом за место в списке кандидатов на выборах. "Игра на эмоциях - самый эффективный способ перейти к современному популизму", - полагает автор, комментируя методы Берлускони. По мнению Мауро, налицо популистская просьба к гражданам благословить лидера на царство, в то время как лидер уверен, что может решить проблемы страны в одиночку, без системы сдержек и противовесов, поскольку коронован непосредственно народом.
Это история колосса на глиняных ногах - власти, которая готова объявить любую критику политическим манипулированием, если не заговором и диверсией, считает автор. "Эта власть на удивление жестока и неуверенна в себе, словно у нее нет абсолютной легитимности, несмотря на общественный консенсус, эта власть, возможно, готова разрушить храм, дабы спастись из-под обломков", - отмечает Мауро.
Газета также приводит фрагменты бесед Берлускони и Д'Аддарио, запечатленные на видеозаписи:
"Сильвио: - Пойду тоже приму душ. Если выйдешь раньше меня, жди на большой кровати.
Патриция: - На какой? На кровати Путина?
Сильвио: - Да, на кровати Путина.
Патриция: - О, как мило! На той, что с балдахином".
Берлускони также посоветовал партнерше почаще мастурбировать, а наутро с удовольствием заявил, что почти не устал, хотя напряженно поработал.