Западная пресса возвращается к негласным санкциям Госдепартамента США в отношении российских чиновников из так называемого "списка Магнитского". Как среагировала Россия? Что стоит за решением администрации США предать список огласке? Будет ли теперь принят "Закон Магнитского", предполагающий более широкие санкции?
"Россию ошарашил "черный визовый список" США" - так называется статья в Washington Post. "В течение нескольких месяцев российские официальные лица осуждали усилия Запада включить чиновников, имеющих отношение к смерти юриста Сергея Магнитского, в "черный визовый список". Но теперь, когда США действительно это сделали, россияне точно ушам своим не верят", - пишет журналистка Кэти Лалли. Так, депутат Госдумы Леонид Слуцкий в эфире радиостанции "Эхо Москвы" во вторник сказал, что это провокация, а другой депутат, Дмитрий Вяткин, предположил, что Вашингтон пытается отвлечь американцев от долгового и политического кризиса.
К введению "черного списка" в связи с делом Магнитского призвали сенаторы Бенджамин Л.Кардин и Джон Маккейн в законопроекте, который они внесли в Конгресс в мае, напоминает издание. В законопроект также включено положение о запрете на выдачу виз и замораживании активов в отношении россиян, причастных к серьезным нарушениям прав человека.
"Сотрудники Госдепартамента США говорят, что законопроект может стать для России ненужной провокацией, и добавляют, что у дипломатов уже есть полномочия для отказа в выдаче виз. Они также подчеркивают, что нуждаются в определенных доказательствах прежде, чем включать кого-либо в "визовый список наблюдения", - пишет издание.
"Россия угрожает сорвать "перезагрузку", - такую оценку вынес в заголовок своей публикации в блоге на сайте журнала Foreign Policy журналист Джон Рогин. Россия пригрозила, что в случае принятия "Закона Магнитского" прекратит сотрудничество по иранскому вопросу и запретит транзит грузов в Афганистан, поясняет он, ссылаясь на меморандум Госдепа США. Иначе говоря, Россия использует как рычаги нажима два из трех позитивных результатов "перезагрузки", полагает автор.
Также в меморандуме Госдеп напомнил, что Госдума РФ уже предложила закон о сходных санкциях в отношении американских чиновников, "чьи действия Россия считает нарушением прав российских граждан, арестованных за рубежом и доставленных в США для суда", сказано в официальном документе Белого дома. Принятие закона "повлияет и на другие интересы национальной безопасности США", говорится в том же документе.
По мнению Рогина, "черный список" Госдепартамента - не что иное, как попытка администрации США предотвратить принятие более масштабных законов. В меморандуме сказано, что госсекретарь Клинтон приняла меры, дабы запретить въезд в США лицам, причастным к смерти Магнитского. Но на деле нынешняя версия "Закона Магнитского" касается чиновников, причастных и к другим нарушениям прав человека в России, в том числе к делу Ходорковского, подчеркивает автор.
Сенатор Кардин вчера в интервью автору сказал, что точно не знает, когда его законопроект будет рассмотрен соответствующим сенатским комитетом и всем составом Сената. "Стратегию могут изменить два момента: оборот дела в России и оборот дела в Госдепе. На данный момент и там, и там все зыбко", - пояснил Кардин.
Тем временем администрация США должна уладить еще одну проблему, связанную с "перезагрузкой", - убедить Конгресс отменить поправку Джексона-Вэника, которая не позволяет предоставить России статус партнера по нормальным экономическим отношениям (PNTR) и препятствует приему России в ВТО, отмечает автор.
Впрочем, Рогин не верит, что Конгресс нынешнего созыва предоставит России статус PNTR. "Итак, ценность "Закона Магнитского" как разменной монеты для переговорах, возможно, минимальна. В любом случае очевидно, что администрация Обамы очень дорожит успехами "перезагрузки" и не желает, чтобы им что-либо мешало", - говорится в статье.
"Россиян, имеющих отношение к смерти человека в тюрьме, не впустят в США", - называется статья в New York Times. Негласные санкции в отношении российских чиновников, причастных к аресту и смерти Магнитского, - один из самых резких ответов администрации Обамы на нарушения прав человека в России, замечает журналист Эндрю И.Крамер. Но сообщение о санкциях, видимо, должно спасти "перезагрузку", добавляет он.
Меморандум Госдепартамента о санкциях, касающихся виз, был разослан сенаторам, которые требуют более жестких мер - не только запрета на въезд в США, но и замораживания американских активов российских чиновников. В документе сказано, что ограничения на выдачу виз касаются российских чиновников, имена которых перечислил фонд Hermitage Capital. Все имена были проверены, а позднее американские дипломаты дополнили список, сообщает издание со слов источников в администрации США.
Неназванный информированный источник из числа сотрудников Сената США сказал, что в Конгрессе обсуждается новая идея: Конгресс отменит поправку Джексона-Вэника в случае, если Обама подпишет "Закон Магнитского". По словам источника, "черный визовый список" сам по себе вряд ли убедит Сенат отменить поправку. "А как же Наталья Эстемирова? А как же другие вопиющие нарушения прав человека в России?" - поставил он риторические вопросы.
"США смягчили меры в отношении России" - полагает Financial Times. Запрет на выдачу виз ряду российских чиновников - компромиссный шаг администрации США, призванный не допустить принятия закона о более широких санкциях в отношении Москвы, пишет журналист Чарльз Кловер.
Госдепартамент в меморандуме постарался убедить сенаторов, что "Закон Магнитского" не нужен, поскольку многие из упомянутых в нем российских чиновников уже лишены права на получение виз. Между тем в законопроекте помимо дела Магнитского упомянуты еще 22 дела, "иллюстрирующие, как опасно разоблачать правонарушения госслужащих РФ" (как сказано в самом законопроекте).