В середине июня правительство Германии было предельно встревожено. Сначала глава германского МИДа Зигмар Габриэль совместно с главой австрийского правительства Кристианом Керном составил заявление, в жесткой форме осуждающее инициативу Сената США по ужесточению санкций против России. Впоследствии к ним присоединилась и канцлер Германии Ангела Меркель, пишут журналисты Der Spiegel Флориан Гатман и Северин Вайланд.
"У необычайно жесткого тона по отношению к Вашингтону была причина: немецкие политики усмотрели в действиях американских сенаторов вмешательство в энергетическую политику Германии, поскольку санкции против газопровода "Северный поток-2" ставят под угрозу центральный европейский энергетический проект", - говорится в статье. "Но после того, как на днях Конгресс США одобрил законопроект о новых санкциях против РФ, Ирана и Северной Кореи, тон немецких властей внезапно изменился, - отмечают авторы: - нынешние заявления правительства Германии выглядят предельно мягко".
Причина "заключается в успешном лоббировании в Вашингтоне - по крайней мере, с точки зрения немецкого правительства". Как заявил пресс-секретарь МИДа ФРГ Мартин Шэфер, "усилия немецкой стороны и Еврокомиссии в Вашингтоне принесли результаты. Текст (законопроекта) значительно улучшился по сравнению с той версией, что пришла из Сената".
По всей видимости, комментируют журналисты, Берлин "пошел на вербальное разоружение в связи с тем, что надеется на новые успехи в ходе переговоров с американской стороной". Более того, на этот раз Габриэль, критиковавший США в июне, никаких заявлений не сделал.
Берлин действительно может надеяться, что лоббирование в Вашингтоне принесет конкретные плоды? Сомнения остаются, говорится в статье, и представители немецкого бизнеса по-прежнему встревожены. Ведь в тексте законопроекта остается место, в котором говорится, что "политика Соединенных Штатов не признает газопровод "Северный поток-2" из-за его губительного влияния на энергетическую безопасность ЕС, газовый рынок в Центральной и Восточной Европе, а также энергетические реформы на Украине".
Правительство Германии отмечает, что в статье 232, где речь идет о санкциях против компаний, которые помогают строить российский газопровод, говорится о том, что "президент США может после согласования с союзниками США принять соответствующие меры". По сравнению с другими частями закона это действительно довольно мягкая формулировка, так как оставлено место для маневра президента США. В иных случаях, требующих применения санкций, полномочия президента значительно урезаны - вместо слова "может" употребляется слово "должен", передают авторы статьи.