Пролетите на самолете два с половиной часа на северо-запад от Москвы, и вы увидите, каким Россия хочет видеть свое будущее. Свежая трасса от нового аэропорта проходит через березовую рощу, а затем ведет мимо аккуратных офисных зданий, жилых домов и опрятных газонов в ухоженный центр города.
Город может похвастаться концертным залом мирового уровня, школой исполнительных искусств и парками, в которых цветут 160 тысяч цветов. Отбросьте позолоченные луковичные купола православной церкви - новые, как и все здесь, - и вы подумаете, что это Скандинавия, а не Западная Сибирь.
Несложно догадаться, почему Россия выбрала Ханты-Мансийск, город с населением 65 тысяч человек, для проведения сегодняшнего саммита Россия-Евросоюз. Регион, столицей которого является этот город, производит более половины российской нефти, или 8% мировой добычи. Вероятно, он является последним достижением российской экономики, возрождающейся благодаря нефти.
Зарплаты здесь в два с половиной раза выше, чем в среднем по стране, и, хотя население региона составляет всего 1,5 млн человек, только Москва платит больше налогов в федеральный бюджет.
Ханты-Мансийск призван напомнить гостям из ЕС о том, что огни на тысячи километров на запад горят во многом благодаря российскому топливу. Он также напоминает о российских амбициях. Здесь, в глуши тайги, сибирского леса, местные жители с гордостью говорят о том, что превратили глухой рабочий поселок, основанный Сталиным в 1930-х годах, в "европейский" город.
"Высокие цены на нефть являются одним из основных факторов, - признает мэр города Андрей Букаринов в кабинете, где висят портреты и Дмитрия Медведева - нового президента России, и Владимира Путина - ныне премьер-министра. - Но есть еще желание людей, управляющих этой территорией, создать нормальные условия для жителей".
Многие считают изменения заслугой Александра Филипенко, который является губернатором региона с конца советской эпохи. Когда в 1960-х здесь начали добывать нефть, жилищное строительство находилось в зачаточном состоянии, инфраструктура была минимальной. Предполагалось, что рабочие будут приезжать, получать сверхвысокие зарплаты, а затем уезжать.
Филипенко же настоял на том, чтобы семьи осели здесь. Это было довольно смелой идеей для района, где температура воздуха зимой достигает минус 50 градусов. ("Иногда бывают приятные зимы с 20-градусными морозами, - отмечает Букаринов. - Но бывает и минус 40, холодновато".)
Похоже, план сработал. В отличие от большей части Сибири, население Ханты-Мансийского автономного округа растет. В столице региона постоянно строятся детские сады, чтобы удовлетворить растущий спрос.
Город сам по себе не является центром добычи нефти. Производственные объекты сконцентрированы в городах Сургут, Нижневартовск и Нефтеюганск. Но нефтяная выручка столь высока, что регион может позволить себе блага цивилизации, даже отправляя в Москву до 90% налогов.
Прошли те времена, когда советские нефтяные предприятия строили жилые дома и школы. Нынешние частные и государственные нефтяные компании поняли, что от них ожидаются финансовые вложения.
Инвестиции вливаются в превращение Ханты-Мансийска в центр туризма и зимних видов спорта. Чемпионат мира по биатлону прошел здесь в 2003 году и повторится в 2011 году. Хотя Филипенко утверждает, что нефть обеспечит достойный доход даже для поколения внуков, в регионе предпринимаются усилия по диверсификации экономики.
Городской Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий может похвастаться самым мощным суперкомпьютером к востоку от Урала. Институт, который получает 60% средств от нефтяных компаний, разрабатывает новые технологии.
Александр, учитель из Ханты-Мансийска, жалуется, что его зарплата по-прежнему остается слишком низкой, но добавляет: "За последние десять лет этот край действительно поднялся. Здесь стало гораздо лучше".
Также по теме:
Первое шоу Медведева (Обзор прессы)