Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 марта 2001 г.

Редакция | Panorama

Россия. Господин Никто, ставший царем

Экономика в застое, демократия может подождать, чеченский кризис обостряется. Бывший сотрудник КГБ, обещавший в свое время вернуть стране статус великой державы, не сдержал обещаний. Но он укрепил свою власть и заложил основы долгого царствования.

?В действительности, я жил очень просто. Мою жизнь можно сравнить с открытой книгой. Я закончил школу и поступил в университет. Получил диплом и пошел работать в КГБ. После КГБ я вернулся в универститет. Потом я пошел работать к Собчаку, он был мэром Санкт-Петербурга и лидером движения за демократические реформы в период с 1991 по 1992 годы. После Собчака я работал в Москве, потом в Главном управлении, а потом в президентской администрации. Потом опять в секретных службах. Вслед за этим я был назначен на пост премьер-министра. Был исполняющим обязанности президента. Вот и все?. Вот такая лаконичная автобиография Владимира Путина, представшего в образе простого государственного служащего, помещена на первых страницах самой последней книги-интервью, появившейся на прилавках книжных магазинов многих стран мира в связи с годовщиной его пребывания на посту президента. Мастерский маневр планетарного масштаба, предпринятый с целью саморекламы. Он осуществлен человеком, который до середины 1999 года был никем (он нем знали еще меньше, чем о старичке, который был поваром у Ленина или Сталина). Книга, изданная на английском языке, называется: ?Первое лицо: удивительно откровенный автопортрет президента России Путина?. В процессе формирования образа, в большей степени политического, чем книжного, ложная скромность умело сочетается с бесконечной и навязчивой нескромностью. Интервьюируемый, который является настоящим автором книги, разработал своего рода учебное пособие с детальным описанием его использования. Он, казалось, хотел сказать русским и миру: "Я расскажу вам после испытательного срока, длиной в год, как из никого можно стать главой огромной державы, расположенной сразу на двух континентах. Вот и все?. Напротив, вот и ничего. Льстивая и дидактическая скромность текста не может заставить нас позабыть о высокопарных словах, произнесенных бывшим сотрудником КГБ 26 марта 2000 года, в том момент, когда он взял в руки скипетр Президента Всея Руси: церемония восхваления в стиле русских царей. Эта церемония, с дымящимися кадилами и колокольным перезвоном, походила на затянувшийся одновременно исторический и кинематографический эпизод.

Мизансцена церемонии была скопирована с впечатляющего эпизода из фильма Никиты Михалкова ?Сибирский цирюльник?, когда царь Александр III в день присяги объезжал верхом на коне батальоны кадетов. Тогда стало понятно, что Михалков - ?консультант по имиджу? всех новых посткоммунистических царствующих особ - прекрасный придворный режиссер. Он учел все до мельчайших деталей. Работая над сценарием коронации маленького шпиона, он вызывал к жизни цвета, голоса и атмосферу России толстовских времен: выстроенные для парада войска в золоченых цилиндрических головных уборах, похожие на улан из ?Войны и мира?, звонкое и дружное ?Ура!? молодых офицеров охраны в честь Путина. Вся церемония, казалось, была срисована с ностальгических сценариев, созданных талантливым и богатейшим придворным кинематографистом. Но почему церемонии вступления в должность светского деятеля Путина было решено придать такое символическое значение ритуала эпохи расцвета царствования Александра III, лицемерного, скрытного, реакционного и страдающего алкоголизмом царя? Может быть именно бесцветность Александра привлекла внимание Михалкова, который, сравнивая лишенного блеска царя с новым хозяином Кремля, сказал однажды: ?Это был император, лишенный блеска, но во времена его правления рубль стоил дороже других валют, Россия экспортировала зерно в половину стран мира, и не было войн?. Однако это пожелание так и не сбылось за 12 месяцев царствования, полученного в наследство из дрожащих рук Бориса Ельцина. Рубль после финансового краха 1998 года так и не стабилизировался, война в Чечне все еще продолжается, Россия не экспортирует зерно ни в одну из стран мира, но продает нефть и газ в обмен на доллары, уплывающие в кассы гигантских полуприватизированных комбинатов, которыми управляют бывшие коммунисты-технократы, зачастую связанные с мафиозными группировками. За прошедший год Путину не удалось углубить рыночные реформы, за осуществление которых ратовал его учитель и покровитель Собчак. Путину также не удалось вернуть России международный статус, соответствующий ее географическим масштабам, ее имперскому прошлому и ее скрытым экономическим возможностям. Путин сам в своей книге-интервью допускает, что постсоветский гигант переживает период регрессии или даже упадка. ?Нам потребуется около 15 лет при ежегодном приросте ВНП в 8%, чтобы сравняться по показателям доходов на душу населения с Португалией и Испанией. Если за этот период нам удастся добиться увеличения ВНП на 10%, мы с трудом, но все-таки сумеем достичь уровня Великобритании и Франции?.

Таким образом, потребуется три пятилетки, чтобы отсталая экономика достигла уровня Португалии. ?Россия, - продолжает президент, - переживает один из самых трудных периодов в своей истории. Впервые за последние двести или триста лет мы столкнулись с вполне реальной опасностью скатывания на позиции стран второго или даже третьего уровня?. О Советском Союзе когда-то говорили, что это слаборазвитая держава. О сегодняшней России Путина можно лишь сказать, что эта страна пережила кризис и постепенно скатывается в болото третьего мира. По репутации человека, которому еще не исполнилось и 50 лет, взявшего в свои руки власть, щеголяющего в маскировочном халате или спортивном костюме, демонстрируя приемы карате, в последнее время были нанесены серьезные удары. Необъяснимая гибель подводной лодки ?Курск? со 113 моряками на борту с самого начала была окутана паутиной лжи: все 18 заявлений, с которыми выступала пресс-служба Кремля по мере того, как разворачивалась эта драма, содержали лживую или искаженную информацию. Путин, находившийся в тот момент в отпуске, пролил несколько крокодильих слезинок. Ситуация достигла пика, когда адмирал заявил, что на флоте есть лишь четыре водолаза, но и они не могут оказать никакой помощи подводникам с ?Курска?.Одновременно с этим, многие политически необразованные люди утверждали, что ни в коем случае нельзя принимать помощь от западных стран, потому что на подводной лодке слишком много военных секретов. Данный факт свидетельствует о том, что люди, которым в течение 73 лет коммунистическая система прививала подозрительность и шпиономанию, отреагировали на трагедию с ?патриотическим? цинизмом. Именно такими настроениями россиян, бывших советских граждан, воспользовался Путин, когда начинал войну в Чечне. Каждый месяц российская армия в Чечне несет потери, сравнимые с числом погибших в результате гибели ?Курска?. Немногочисленные тяжелые победы на Кавказе компенсируются широкой поддержкой этой войны населением. Давайте послушаем, что говорит Путин: ?Собака чувствует, когда ее боятся. Если начнешь дрожать, она на тебя нападет. В подобных случаях срабатывает лишь один прием: превентивный удар?. Но чеченские ?собаки? постоянно здесь: они отступают, вновь появляются и возвращаются, чтобы нападать и убивать славянских охотников.

В ходе этой войны возникло дело Андрея Бабицкого, русского журналиста, работавшего на американскую радиостанцию и готовившего яркие репортажи об ужасах войны в Чечне. Раздосадованное правительство распорядилось его арестовать. Журналист был передан чеченским коллаборационистам, подчиняющимся российской армии. В американской и европейской печати разгорелся скандал, бросивший тень на репрессивные методы, применяемые путинским Кремлем в отношении свободной прессы. Очень жаль, что итог первого года пребывания Путина на посту президента практически ничем не отличается от типичной посткоммунистической ?демократуры?. Мы бы предпочли говорить о новой демократии. Кончено, этот год отмечен так и не завершившейся борьбой президента-моралиста с известными олигархами, типа Березовского. На одной чаше весов были и его встречи с Папой, его участие в совещании ?восьмерки?, отказ от активного участия в ближневосточном мирном урегулировании, нейтральная реакция на события в Косово и Белграде, настороженность в отношении расширения НАТО на Восток, как кажется, искреннее стремление к улучшению отношений с Европой и Соединенными Штатами. Но на другой чаше был не только чеченский крестовый поход. Достаточно вспомнить терпимость в отношении белорусского диктатора Александра Лукашенко и то, что Путин пристроил к нему под бок в качестве вице-короля управделами семьи Ельцина - неподражаемого Павла Бородина, ?царя недвижимости Кремля?, причастного к целому ряду финансовых нарушений. Но в любом случае, Путину на посту президента не грозит опасность внезапного краха. Его пребывание у власти будет долгим, хамелеонским, с чередующимися колебаниями между либеральными мерами и авторитарными контрмерами. На пути от ?демократуры? к истинной демократии слишком много препятствий и грязи. Поэтому, давайте дадим Путину, после этих первых 12 месяцев, по крайней мере, еще один шанс, условно. Хотя вся эта масса фактов, как в свое время отмечал журнал Economist, склоняет в пользу сомнений, а не доверия.

Источник: Panorama


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru