Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 марта 2001 г.

Высылка администрацией Буша офицеров российской разведки не станет началом новой холодной войны, но это симптом, свидетельствующий об ухудшении отношений между США и Россией.

Если отношения испортятся, Москва потеряет гораздо больше, чем Вашингтон. Высокопоставленные российские чиновники считают, что высылка была произведена для того, чтобы втянуть Россию в конфронтацию или оскорбить ее отношением как ко второразрядной державе. Однако администрация Путина спокойно не обращает внимание на те проблемы, которые Москва создает в течение последних шести лет национальной безопасности США. Отношения между США и Россий начали портиться не с того момента, как Буш стал президентом. И не год назад, когда на выборах в России победил Владимир Путин.

Попытки России создать антиамериканскую коалицию при участии Китая, Индии, Ирана, Ирака и других государств-изгоев, начали предприниматься в то время, когда премьер-министром был Евгений Примаков, один из ведущих разведчиков страны, занимавший прежде пост министра иностранных дел. Примаков прикрывал свою антиамериканскую политику разговорами о "многополярном" мире, но факт состоит в том, что с середины 90-х Москва снова начала бросать вызов Соединенным Штатам с помощью неявной стратегии по укреплению сил соперников Америки. Внешняя политика Путина - это просто продолжение проведения в жизнь доктрины Примакова.

Администрация Клинтона прятала злодеяния России под ковер. Вашингтон не обращал внимание на то, что Китай в больших масштабах получает военные технологии и современные самолеты. Белому дому не удалось заставить Россию прекратить ракетное и ядерное сотрудничество с Ираном. В соответствии с конфиденциальным соглашением Гор-Черномырдин 1995 г., администрация Клинтона сняла с России наложенные на нее Конгрессом санкции за продажу ракетных технологий в Иран в обмен на туманные обещания Москвы отказаться от продажи Тегерану современных систем вооружения. По словам одного известного конгрессмена, администрация Клинтона намеренно вводила Конгресс в заблуждение до тех пор, пока Москва открыто не отказалась выполнять обещанное в октябре 2000 г. Недавние визиты министра обороны РФ маршала Игоря Сергеева в Тегеран и президента Ирана Мохаммада Хатами в Москву активизировали российско-иранское военное сотрудничество. В течение пяти лет объемы торговли достигнут $4 млрд.

Москва поддерживала Слободана Милошевича в Сербии и Саддама Хуссейна в Ираке, поскольку они занимали антиамериканскую позицию. В ходе военной кампании НАТО в Косово Россия выражала крайнее раздражение. Ведущие российские политики приравняли расширение НАТО с включением в альянс Польши, Венгии и Чешской республики к гитлеровской операции "Барбадосса" - нападением на Советский Союз в 1941 г. Заняв пост президента, Путин уже посетил Китай, Вьетнам, Кубу и Северную Корею.

Кроме того Россия пыталась поссорить Соединенные Штаты с европейскими союзниками, критикуя американскую инициативу по созданию противоракетной обороны и предложив российское участие в будущих европейских вооруженных силах. Она грозила наращивать военную мощь и предпринимать шаги, связанные с распространением ядерного оружия - в частности, модернизировать межконтинентальные баллистические ракеты китайской армии.

Российские ястребы холодной войны пытаются спровоцировать драку. Недавно, в одной из программ BBC Алексей Митрофанов, союзник экстремиста Владимира Жириновского в Думе, дошел до угроз разыграть против США карту Бен Ладена и пригласить в Москву лидера исламских государств Луи Фаррахана.

Но пока Владимир Путин не готов бросить прямой вызов администрации Буша. Недавно один близкий помощник Путина сообщил мне, что российский президент попросил высокопоставленных чиновников не называть открыто Соединенные Штаты "главным соперником", как это делали советские военные и разведчики.

Проблема России Путина состоит в том, что она никак не может сделать выбор. Является ли она частью евроатлантического мира и демократического Запада или она хочет создавать антиамериканскую "Евразию"? Хочет она стать магнитом для инвестиций или игрушкой аятолл? Будет ли она играть роль второй скрипки для поднимающегося Китая, объем экономики которого в семь раз превышает объем экономики России?

Это сложные вопросы, поскольку в то время, как экономические игроки пост-коммунистической России переходят к рынку - со всеми сопутствующими проблемами - верхушка национальной безопасности никак не меняется. Те, кто сегодня занимаются российской внешней политикой, были бы у власти, если бы не рухнул Советский Союз. Эта незаконченная трансформация будет иметь воистину исторические последствия.

Если Россия хочет интегрироваться в глобальные рынки и привлекать западных инвесторов, Путин должен выдать экономистам-реформаторам доверенность на проведение реформ. Однако при этом ему необходимо совершить революцию в российской внешней политике и политике в сфере безопасности. Путин должен резко сократить масштабы военного сотрудничества с Китаем, прекратить продажу военных технологий в Иран, поддерживать усилия, направленные на смещение Саддама, стремиться активнее взаимодействовать с НАТО. Как и остальные европейские союзники, он должен участвовать в программе по созданию ПРО, а не пытаться помешать ее реализации. Взамен он может ожидать реструктуризации огромных российских долгов и гарантий полных выплат старых долгов Ирака Советскому Союзу после того, как будет смещен Саддам. Кроме того, Россия должна получить адекватную компенсацию, если прекратит продажу оружия и технологий в Иран.

Но если Путин хочет изолировать Россию, он должен дать карт бланш своим бывшим знакомым из петербургского КГБ и высшему военному руководству, повернуть время вспять, мобилизовать и ренационализировать экономику, помогать диктаторам и раздражать Америку. Такой подход практически гарантирует России экономическую стагнацию, отсутствие иностранных инвестиций, и никакой реструктуризации долгов Парижскому клубу.

Такой выбор стоит перед Путиным и Россией.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru