В день отставки олигарха Игоря Коломойского с поста губернатора Днепропетровской области корреспондент The Washington Post обсудил с миллиардером поворот в его карьере.
Свое увольнение Коломойский объяснил грядущими местными выборами: "Естественно, чтобы поднять себе рейтинг и привлечь новых избирателей, им нужно найти новую тему, чтобы себя прорекламировать... А лучшие клиенты для того, чтобы принести их в жертву электорату, это олигархи... Пиариться на войне политики не могут, поэтому они решили попиариться на мне".
Ситуацию вокруг "Укрнафты" Коломойский прокомментировал так: "Это конфликт между инсайдерами. "Нафтогазу" принадлежит 51% "Укрнафты", но они на протяжении многих лет крали природный газ, который добывала "Укрнафта". Они отбирали в трубопровод наш газ и не проводили его по документам, в своих отчетах они писали, что происхождение газа "неизвестно" - речь идет о 10,5 млрд кубометров на сумму около 4 млрд долларов".
Коломойский изложил свою версию событий в штаб-квартире "Укрнафты": "На прошлой неделе, пока премьер-министр и директор "Нафтогаза" были в Брюсселе, [Александр] Пасечник, который работает на депутата [Игоря] Еремеева, и [Александр] Савченко издали незаконный приказ, без всякого решения кабинета министров. Вместе с несколькими хорошо экипированными охранниками - не политиками и не спецназовцами, а сотрудниками частного охранного предприятия - они вошли в здание "Укртранснафты" и начали там что-то менять. [Александра] Лазорко заперли в его кабинете; он был взят в заложники. Он звонил в полицию, но та палец о палец не ударила, поэтому он позвонил мне. И я отправился туда с четырьмя ребятами из частной охраны... Вечером в воскресенье замдиректора "Укрнафты" по безопасности сообщил, что вокруг "Укртранснафты" собралась группа неизвестных, примерно 100 человек, и к чему-то готовится. Там еще была телевизионная съемочная группа. Я позвонил своему заместителю и сказал, что нужна поддержка. Приехало подразделение частной охраны - никаких батальонов, никаких боевиков, просто частное охранное предприятие, которое работает на "Укрнафту" - они приехали, и рабочие стали закрывать ворота. [Сергей] Лещенко и Мустафа [Найем] увидели эти группы поддержки и начали скандалить, что Коломойский захватывает "Укрнафту". Ну честное слово, Коломойскому не нужно там ничего захватывать, он уже в "Укрнафте"! И я могу заходить в здание - я член совета директоров. Зачем мне ее захватывать?"
После того, как в связи с этим разразилась "информационная вакханалия", Коломойский, по его словам, подумал, что ему "больше не хочется быть мишенью". "Я всегда считал себя скорее бизнесменом, чем политиком, - сказал собеседник The Washington Post. - Мне показалось, что ситуация зашла слишком далеко, дальше меня обвинят в сепаратизме, и я принял это решение, чтобы успокоить ситуацию и показать народу, что я за этот пост не держусь, раз общественное мнение таково, что мне нужно уйти в отставку".
Коломойский заявил, что ему не о чем жалеть: "Есть много людей, которые считают, что Коломойский великолепен, что это единственный патриот в стране. Я не говорю, что я так думаю - у каждого свой выбор и своя судьба. Случилось то, что случилось. Не было бы "Укрнафты" и "Укртранснафты", они бы еще что-нибудь придумали, чтобы ко мне придраться".
"Не могу сказать, что Порошенко сделал что-то неправильное... Возможно, кто-то из моих заместителей и я сам, возможно, мы сделали что-то неправильное, потому что у нас была такая независимая позиция. Я его подчиненный, а вел себя с ним как равный. И ему из-за этого было некомфортно. Что касается меня, то я по-другому не могу. Я не профессиональный политик. Но с другой стороны, я понимаю, что я - пример для других и что если все будут вести себя независимо, тогда и президент не нужен... Порошенко довольно долго меня терпел. Будь я на его месте, я бы вышвырнул себя месяца через три... Порошенко строит новую страну. Мы будем его поддерживать многими способами, и я хочу, чтобы все получилось. Но главную опасность для него представляют не внешние враги, а люди из ближнего круга. Ему нужно внимательно за этим следить, потому что свита делает короля".
"Политических планов на будущее у меня нет, - сказал Коломойский. - Мы успокоим людей, представим нового губернатора, мы просто скажем, что это политические перемены. И постараемся убедить их, что все будет хорошо. Люди должны понимать, что в стране есть система власти и что главное в ней - закон. Он не должен зависеть от того, кто занимает этот пост. Кумиров быть не должно".