Завтра в предместье Рима будет заключен договор между НАТО и Россией о новой форме сотрудничества. Генеральный секретарь НАТО Робертсон о шансах и задачах европейских союзников.
- Есть ли новости из Совета Россия-НАТО?
- С Россией мы будем обсуждать стратегию нераспространения оружия массового поражения. Здесь у нас общие интересы. И общий враг ? терроризм.
- Можно ли говорить о борьбе против распространения оружия массового поражения и антитеррористической борьбе как о двух сторонах одной медали?
- 11 сентября терроризм перешагнул границы. Если эти люди не побоялись направить пассажирские самолеты на небоскребы, разве они остановятся перед использованием ядерного оружия? Или отравляющих газов, или биологического оружия? Распространение терроризма заставило Россию и НАТО сплотиться ? впервые почти за 60 лет.
- Не связана ли новая форма сотрудничества в значительной степени с личностью Владимира Путина? Иначе ? будет ли существовать Совет при его возможных преемниках?
- Соглашение будет подписано главами 20 государств и правительств. Если Совет Россия-НАТО окажется работоспособным, он продолжит функционировать. Если нет, он станет достоянием истории. Но я полагаю, что у нас достаточно общих интересов.
- Не скажется ли возможный крах Совета на стабильности НАТО?
- НАТО выдержит, даже если этот новый Совет окажется несостоятельным.
- Что может привести к краху Совета?
- Если этот орган не сможет прийти к совместным решениям в тех вопросах, которые, как мы считаем, представляют общий интерес. Провалом будет, если Совет превратится в "дискуссионный клуб". Вообще-то я сторонник существования таких клубов. Так как многочасовые дискуссии на безумно скучные темы всегда лучше, чем третья мировая война. Но мы должны стремиться к достижению реальных результатов.
- Существует ли для европейцев опасность оказаться между Москвой и Вашингтоном, как меж двух жерновов?
- Нет, у нас гибкий подход и налаженные связи с Россией, основанные на опыте "холодной войны". Но после 11 сентября все изменилось. Теперь речь идет о партнерстве.
- Какие опасности угрожают альянсу в связи с различными военными возможностями европейцев, с одной стороны, и США, с другой?
- Это ведет к неравенству в альянсе. Если разница в технологических возможностях будет углубляться, то тогда под вопросом окажется и доверие друг к другу. Военный потенциал ? это одна из основных тем на саммите НАТО, который пройдет в конце года в Праге. Европейцы должны увеличить расходы на модернизацию своих армий, и они должны умнее расходовать свои деньги. В Европе часть денег тратится без толка. Но ответственность несут также и США. Они должны смягчить свои законоположения в области экспорта технологий. Для НАТО вопрос стоит следующим образом ? модернизация или маргинализация.
- Продолжает ли НАТО после 11 сентября оставаться оборонительным союзом? Если посмотреть, как ведутся военные действия в Афганистане, то альянса там практически не видно. Доверие к НАТО утрачено?
- Нет. Правда, альянс в Афганистане не на переднем крае. Но его военное участие заключается в использовании его структур. США сильны в военном отношении, но в одиночку они могут вести войну в Афганистане. Сверхдержавы тоже нуждаются в союзниках.
- Московские дипломаты, исходя из тенденций, развившихся после 11 сентября, делают вывод, что для США Россия важнее, чем НАТО...
- Конечно, роль России в военных действиях в Афганистане чрезвычайно важна и очень нужна. Но если Москва действительно думает, что она важнее для США, чем НАТО, то почему тогда США заинтересованы в Совете Россия-НАТО?
- Сможет ли НАТО в рамках своих прежних структур справиться с новым кругом расширения?
- Мы примем новых участников и расширим круг своих задач. Последнее не может произойти на базе НАТО, в состав которого входят 11 государств-участников. Чтобы остаться работоспособным и эффективным, НАТО должно измениться. Альянс не нуждается в громоздком центральном аппарате, но у генерального секретаря должно быть больше исполнительских функций.
- Существует ли для НАТО предел расширения? Будет ли оно завершено после следующего круга расширения, когда в него войдут еще семь стран?
- На этот вопрос ответить невозможно. Мы ? союз свободных наций, поэтому нельзя сказать: "Все. Конец". Доверие к НАТО зависит от его военных возможностей. То же будет и в дальнейшем. При расширении значение имеет лишь одно ограничение ? новые участники должны внести свой вклад в общее дело.