Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 мая 2010 г.

Сесиль Весье | Le Monde

Российские кинематографисты и Никита Михалков: что им не нравится

Ситуации, сложившейся в российском кино, посвящена статья политолога и специалиста по России Сесиль Весье в Le Monde. Подписанное российскими кинематографистами заявление под заголовком "Нам не нравится" "абсолютно не связано с показом "Утомленных солнцем-2" в Каннах; оно направлено не столько против человека, сколько против системы и стиля руководства, существующих в России в кино и не только", подчеркивает Весье.

"Действительно, многие деятели кино в Москве и Санкт-Петербурге терпеть не могут Никиту Михалкова, не имея возможности, умения и воли противостоять ему. Они не любят его еще и потому, что Михалков принадлежит к одной из самых богатых, могущественных и официально признанных семей в советской культуре. Французы сегодня, похоже, осознали, что кинорежиссер - приближенный Путина. Да, это так, но это - семейная традиция! Его отец, Сергей Михалков, автор советских гимнов 1944 и 1977 годов и российского гимна 2000 года, угождал всем советским руководителям, начиная со Сталина (...). Члены семьи Михалкова были также в прекрасных отношениях с КГБ и обладали правами и привилегиями, в которых другим было отказано", - пишет Сесиль Весье, подчеркивая: "Это ни в коем случае не умаляет действительно имеющийся у Никиты Михалкова талант актера и режиссера", что признают даже те, кто сегодня обвиняет его.

"То, что происходило в Союзе кинематографистов на протяжении многих лет и сегодня вырвалось на поверхность, - это, прежде всего, одна из тех "вертикалей", создание которых передает суть внутренней политики Владимира Путина после 2000 года. Хочется думать, что речь идет о пересмотре отношений кино и власти в России", - пишет автор статьи.

Вот уже 25 лет этот Союз кинематографистов является индикатором возникающих в России тенденций, продолжает автор статьи. В мае 1986 года Пятый съезд Союза ознаменовал истинное начало перестройки: большинство кинематографистов из Москвы и Санкт-Петербурга выступали за перемены и демократизацию в кинематографе, тогда как Никита Михалков встал на сторону деятелей советского кино, добившихся успеха за счет карьеризма и преданности руководству партии. Тогда Михалкова отвергли, и "демократам" пришлось за это поплатиться, пишет Весье.

В последующие годы Никита Михалков практически не участвовал в общественных дебатах и бурлящей артистической жизни, снимая фильмы, которые показывались в основном на Западе, "где он стал олицетворением российского кино и "русскости", во многом выдуманной", подчеркивает автор статьи. В 1998 году кинематографисты, измученные и сбитые с толку переменами, избрали главой Союза "ниспосланного провидением" Михалкова, который обещал решить все их проблемы. Спустя несколько месяцев был снят "Сибирский цирюльник", где Михалков - и многие россияне сочли это символичным - сыграл царя Александра III. Вскоре появился еще один "ниспосланный провидением" человек, собиравшийся спасти всю Россию, - Владимир Путин. "Крайне реакционно настроенный Александр III пересмотрел многие щедрые реформы своего отца, "царя-освободителя" Александра II. Путин пересмотрел меры, с помощью которых Ельцин дал российскому обществу свободу слова, выражения и предпринимательства", - пишет издание.

Никита Михалков предварял и сопровождал путинскую реакцию сумбурными философско-политическими заявлениями, утверждая, что русские "генетически обречены" не чтить закон, а должны чтить Бога. "Запад усмотрел в этом выражение "загадочной славянской души" и столь же загадочной "вечной Руси". На самом же деле режиссер отказывает российскому обществу в правовом государстве (...) и оправдывает союз "власти, Православной церкви, КГБ и олигархов", венчающий "вертикали", созданные господином Путиным. Именно против применения этой системы в кино выступают подписавшие письмо "Нам не нравится".

После "Сибирского цирюльника" Никита Михалков снял "12", оду российским спецслужбам, "55", пропагандистскую короткометражку, посвященную дню рождения Владимира Путина, и "Утомленных солнцем-2" - совершенно провальный в художественном, техническом и коммерческом отношении проект, отмечает газета. "Кроме того, в рамках своей общественно-политической деятельности кинематографист возглавил Общественный совет при Минобороны, теоретически призванный служить олицетворением общественного контроля над деятельностью министерства. В действительности этот совет, как и другие подобные ему, является порождением Кремля и позволяет оттеснить слишком независимые и критически настроенные НКО. Такова роль Никиты Михалкова в некинематографической "вертикали". И режиссер не скрывает, что в его распоряжении есть джип министерства обороны, оборудованный мигалкой и ездящий по "встречке" на московских улицах, где движение особенно интенсивно. Сейчас многие россияне возмущаются этими "элитами" с мигалками, которые считают себя вправе нарушать все правила дорожного движения. И вновь возмущение направлено против системы и стиля управления, существующих в России на дорогах и не только. Так что протест кинематографических кругов против Никиты Михалкова свидетельствует о всеобщей неудовлетворенности и даже раздражении в стране. Это им не нравится!" - так завершает свою статью Сесиль Весье.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru