Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 ноября 2002 г.

Дуг Страк | The Washington Post

Корейский шпион устроил переполох в Японии

Парламент отменил слушания по вопросу о ядерной программе Пхеньяна

Аойама называет себя двойным агентом. Этот человек родился в Японии, долго жил в Северной Корее. У него есть китайский паспорт. Он живет под псевдонимом, запрещает себя фотографировать. На сегодняшний день он считает свою шпионскую деятельность законченной.

Четыре года назад он вместе с семьей перешел из Северной Кореи в Китай и начал продавать известную ему информацию Министерству иностранных дел Японии. До этого он 38 лет работал на правительство Пхеньяна.

Некоторые из историй, рассказанных шпионом, потрясли общественность. Аойама утверждает, что Северная Корея разработала атомную бомбу. По его словам, у Пхеньяна есть ракеты и некоторые из них направлены на Японию. Он считает, что Северная Корея похитила гораздо больше японских граждан, чем признается.

Предполагалось, что на следующей неделе Аойама выступит на заседании комиссии по внешней политике палаты общин, но партийные лидеры правящей коалиции не пошли на это - сначала они хотят более детально изучить прошлое этого человека. Лидеры оппозиции негодуют. По их мнению, правительство просто опасается, что Аойама может сообщить что-то неприятное.

В частности, критике подвергается Министерство иностранных дел, которое не желает объяснять, почему оно раньше не реагировало на сообщения Аойамы о ядерной угрозе.

"Правящие партии не хотят, чтобы эта информация стала достоянием общественности, - заявил член оппозиционной Демократической партии Масахуру Накагава. - Мы хотим знать, о чем он рассказал Министерству иностранных дел и как они отреагировали на эту информацию".

По словам Масахиро Имамуры, представителя правящей партии в комиссии по внешней политике, выступление Аойамы было отменено потому, что прошлое этого человека слишком туманно. "Мы не знаем, что это за личность, - сказал Имамура. - Мы должны беречь честь парламента".

Министерство иностранных дел, которое обвиняют в политических связях с законодателями, пытается дистанцироваться от очередного конфликта. "Мы не имеем никакого отношения" к решению отменить выступление, - сообщил пресс-секретарь министерства. Он отказался объяснить, почему министерство помогло Аойаме переселиться в Японию и покупало у него информацию. По его словам, речь идет о сборе разведданных, которые засекречены.

Другие источники в МИДе в частных беседах соообщили: пока никто не опроверг информацию о том, что Аойама работал инженером в Северной Корее и занимался разведывательной деятельностью, и пока никто не смог обнаружить неточностей в сведениях, предоставленных им за всю его долгую карьеру. Однако подтвердить его сенсационные заявления тоже невозможно. Кроме того, они могут осложнить отношения с Пхеньяном.

"Мы просто ничего не знаем наверняка", - сказал один высокопоставленный чиновник.

Сам шпион говорит, что Аойама - это псевдоним, хотя именно это имя значится на его японских водительских правах. Он родился в Японии в 1939 г. Его родители - корейцы. В Северной Корее Аойама тоже жил под псевдонимом. Он сообщил журналистам свое имя, но попросил не разглашать его.

"Власти Северной Кореи не знают, кто я. Они подозревали, но не смогли ничего выяснить точно. Если они узнают мое настоящее имя, то все мои родственники в Северной Корее будут..." - он проводит пальцем по шее.

Аойама, худой бледный человек, много курит и явно нервничает. Он предложил журналисту встретиться в "безопасном" отеле в окрестностях Токио. Он носит парик и не разрешает делать фотографии. Он называет себя инженером, рисует схемы в блокноте и сообщает множество деталей.

Айоми прожил в Японии 21 год. В те времена корейцы не могли получить гражданство этой страны и страдали от дискриминации. В 1960 г. будущий шпион стал членом некогда популярного движения "Возвращение на Родину" и уехал в Северную Корею.

Там он познакомился со своей будущей женой, кореянкой, родившейся в Японии, поступил в престижный технический колледж. По его словам, многих молодых инженеров посылали на работу в Йонгбион, провинциальный городок, центр ядерной программы Северной Кореи, но ему повезло найти работу в Пхеньяне. Его лаборатория занималась исследованиями, связанными с ракетной программой.

Аойама имел возможность следить за ходом реализации ракетных и ядерных программ Северной Кореи благодаря своей работе и информации, предоставляемой одногруппниками (в Корее отношения между знакомыми по колледжу играют важную роль в течение всей жизни).

"Ким Ир Сен очень хотел создать ядерное оружие", - сообщил Аойама в статье, опубликованнной недавно в одном японском журнале.

Реализация ядерной программы продолжалась до 1991 г., когда развалился помогавший Северной Корее Советский Союз. В Пхеньяне работали более 40 иностранных ученых и инженеров, в основном россияне, а также граждане Восточной Германии и Чехословакии.

В 1996 г. Аойама вместе с коллегами отпраздновал важное событие - в страну привезли центрифуги, в которых уран можно перерабатывать в ядерное топливо. Через два года он познакомился с группой из 30-40 пакистанских инженеров. Эту информацию подтвердили его одногруппники.

"Они приехали, чтобы обменяться технологиями, - утверждает Аойама. - Пакистанцев интересовали ракетные технологии. Естественно, в обмен Пакистан поделился с Северной Кореей ядерными технологиями".

США заявили, что у них есть доказательства того, что Пакистан помогал Северной Корее в реализации ядерной программы в обмен на содействие в производстве ракет, которыми предполагалось наносить удары по Индии. Пакистан опроверг эту информацию.

Споры о том, какими ядерными возможностями располагает Северная Корея, идут давно. По оценкам ЦРУ, Северная Корея могла создать одну-две атомные бомбы. В Китае считают, что у этой страны гораздо больше ядерного оружия. Но все эти оценки не подтверждены. Северная Корея не проводила ядерных испытаний, но и не утверждала, что у нее нет атомных бомб.

По словам Аойамы, его подозрения подтвердились в 1997 г. В то время он занимался промышленным шпионажем в Пекине и встретился в баре со старым знакомым, физиком-ядерщиком из Северной Кореи.

Ученый выглядал очень плохо, был худ и бледен. Он пострадал от облучения и лишился бровей.

"Я спросил: "Вы продолжаете работать над ней?" - вспоминает Аойама.

"Нет, - ответил тот. - Все закончено. Мы добились успеха".

"Над ней" означает "над атомной бомбой". Аойама утверждает, что ученый сообщил ему: после длительных усилий Пхеньян все-таки смог создать ядерное оружие.

"Еще три года назад я сообщил им (японским властям), что у Северной Кореи есть ядерное оружие", - заявил Аойама на этой неделе.

Он начал заниматься шпионской деятельностью в 1994 г. Аойама обладал техническими знаниями, свободно владел японским языком. Его послали в Пекин заниматься промышленным шпионажем.

По свидетельству шпиона, ему очень хорошо платили, но весной 1998 г. неожиданно отозвали в Пхеньян. Он узнал, что власти подозревают его в измене и ему грозит смертная казнь. Через два дня Аойама вместе с женой и детьми сел на поезд, добрался до северной границы, подкупил пограничников, ночью перешел вброд реку и оказался в Китае.

Ему удалось с помощью взяток получить китайский паспорт, хотя он не владеет китайским языком. Затем Аойама сообщил некоторые из известных ему сведений представителям посольства Японии в Китае, и в марте 1999 г. Министерство иностранных дел помогло ему перебраться в Токио.

По словам Аойамы, он предоставил МИДу Японии 32 подробных отчета о том, что ему известно о Северной Корее, и за это ему начали выплачивать 1500 долларов в месяц. На такие деньги прожить в Японии очень сложно.

Прошло три года, но японское правительство никак не реагировало на предоставленную им информацию о ядерных и ракетных программах. Аойама говорит, что это его разозлило.

"Я сообщил им данные, которые они не могли бы получить ни за какие деньги", - утверждает он.

В сентябре вышла в свет книга Аойамы, где он рассказывает о жизни в Северной Корее. Недавно он опубликовал статью в журнале Monthly Gendai, где выразил свое возмущение безразличием властей. После этого было отменено его выступление в парламенте. На прошлой неделе Аойама встретился с членами оппозиционной партии.

Он настаивает, что ракетные и ядерные программы Северной Кореи гораздо опаснее, чем считают Япония и США, и к тому же Пхеньян реализует военную биологическую программу.

По словам шпиона, влиятельный член правящей Либерально-демократической партии Японии Шин Канемару вел секретные переговоры с Северной Кореей и получил от нее слиток золота. В 1992 г. в доме Канемару действительно был обнаружен немаркированный слиток золота. Представители правящей партии опровергают эти обвинения.

В частных беседах два высокопоставленных представителя Министерства иностранных дел сказали, что Аойама действительно получал зарплату, но это отнюдь не означает, что предоставленной им информации можно верить.

"Мы покупаем большое количество информации, но это не значит, что мы всему верим", - заявил один из них.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru