Для бывшего офицера КГБ репрессии - вторая натура. Владимир Путин ежедневно доказывает это с возрастающей интенсивностью по мере приближения парламентских выборов 2 декабря. В выходные милиция разогнала две манифестации оппозиции. Одна проходила в Москве, на ней был арестован экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, позже приговоренный к 5 дням административного ареста. Другая - в Санкт-Петербурге, здесь манифестантов избили и еще один кандидат на президентских выборах марта 2008 года, бывший премьер-министр Борис Немцов, также был задержан.
Нет никаких рациональных объяснений такой фундаментальной аллергии на любые публичные проявления несогласия с лидером. С самого начала его пребывания в Кремле популярность Путина неуклонно росла. В его распоряжении - все инструменты власти: милиция, правосудие, армия, телерадиовещание, крупные энергетические предприятия, наполняющие государственную казну. Он отменил выборы губернаторов регионов и мэров крупных городов. При его поддержке были приняты законы, гарантирующие его партии "Единая Россия" большинство в Думе и исключающие мелкие либеральные партии, возникшие при падении коммунизма.
Оппозиция слаба, разобщена, лишена средств самовыражения. Ясно, что она не может представлять угрозу правящим кланам, обретшим в Путине лучшую гарантию постоянства собственной власти. И все же кланы начеку. Так как конституция в принципе запрещает президенту претендовать на третий срок, они должны любой ценой избежать братоубийственной войны. Кроме того, они одержимы навязчивой идеей "цветных революций" по образцу украинской и грузинской и потому душат в зародыше любую попытку протеста.
До недавнего времени Путин заботился о собственном имидже в глазах Запада. Для характеристики своего авторитарного режима он изобрел такие выражения, как "вертикаль власти", "диктатура закона" и "суверенная демократия". Но по мере приближения выборов он уже не пытается кого-либо обмануть. Опасаясь выборов, даже таких, которые он не может проиграть, он возвращается к старым методам, испробованным в советские времена: пропаганде, репрессиям в отношении оппозиционеров, призванным запугать общество, манипуляции правосудием, находящимся на службе у политической власти.
Убежденный во вновь обретенном могуществе России, Путин считает, что внутри страны он может себе позволить все, что угодно, не опасаясь реакции за границей. У кого найдется смелость развеять это заблуждение?