Дело ЮКОСа стало символом стратегии действующей власти, пишет газета Le Monde, публикуя интервью с находящимся в заключении Михаилом Ходорковским, который согласился письменно ответить на вопросы корреспондента Мари Жего.
По его словам, цель второго процесса - скрыть злоупотребления первого процесса, замаскировать личные выгоды, полученные в результате незаконного уничтожения ЮКОСа. Этот процесс необходим чиновникам второго и третьего звена. Ходорковский отметил, что предъявляемые ему в рамках второго процесса обвинения настолько абсурдны, что их "даже невозможно воспринимать всерьез". "У меня нет иллюзий относительно мотивов людей, начавших второй процесс. Будет сделано все, чтобы держать меня в тюрьме как можно дольше. Но не думаю, что все решено заранее. Я борюсь за свою свободу и законные права", - подчеркнул он.
Если бы сегодня у него был выбор, по его словам, он все равно остался бы в России. "Я знал, что меня могут арестовать, и сознательно шел на риск. Я был наивен и не верил, что суд сможет вынести обвинительный приговор не только в отсутствие доказательств моей вины, но и самого состава преступления. Да, я переоценил степень демократичности общества и независимости нашей судебной системы. Но я не мог поступить иначе. Я не мог бросить Платона Лебедева и других моих друзей и коллег. Я не мог покинуть мою страну", - приводит его слова издание. Михаил Ходорковский также сказал, что не планирует в будущем заниматься политикой, однако добавил: "Мой пример доказывает, что в России любая общественная деятельность считается политикой".
Ходорковский убежден, что "страна не сможет дальше жить без перемен". "За последние десять лет ничего не было сделано для снижения зависимости экономики от цен на нефть, газ и металлы. Сегодня потенциал "сырьевого роста" исчерпан. Без серьезной модернизации экономической и политической жизни в пользу гражданского общества любое дальнейшее развитие невозможно", - отметил он.
"Мне представляется очень важным, что западное сообщество по-прежнему считает происходящее в России общей проблемой. Россия - часть Европы. Поэтому ситуация с правами человека и соблюдением законов в этой стране не должна становиться второстепенной проблемой", - подчеркнул Ходорковский.
"Дело не только во мне, есть еще журналисты, адвокаты, правозащитники, которые ежедневно рискуют жизнью, отстаивая свои идеалы и борясь за правду. Для нас очень важно знать, что мы не в вакууме. Очень важно, чтобы бизнесмены и общественность знали о том, что на самом деле происходит сегодня в России", - сказал Михаил Ходорковский.