В четверг наши источники сообщили, что суд США принял уже два решения, которые существенно ослабляют возможности иностранных кредиторов, пытающихся добиться в международных инстанциях того, чтобы российские компании, в отношении которых инициированы процедуры банкротства, возместили нанесенный ими ущерб.
Решения, вынесенные в пользу банка "Российский кредит", который в настоящее время реорганизуется под наблюдением государственного агентства по реструктуризации, повысили доверие к российским судам по делам о несостоятельности и снизили вероятность наложения арестов на зарубежные активы российских компаний.
Постановления были приняты несмотря на озабоченность мировой общественности - справедливость которой признана даже российским правительством - в связи со слабостью правовой системы страны и возможностями для коррупции, которые она предоставляет.
Принятые в Нью-Йорке решения дают "Российскому кредиту" - одному из крупнейших российских банков, рухнувших в результате финансового кризиса августа 1998 г. - возможность подписать мировое соглашение с кредиторами и растянуть выплаты задолженностей на 10 лет.
Кроме того, эти постановления должны положить конец практически не имеющей аналогов попытке иностранных кредиторов через суд добиться от российского банка возместить значительные суммы, которые он должен им с 1998 г. Большинство кредиторов российских банков просто списали долги или согласились на очень скромные условия расплаты.
"Это решение имеет огромное значение не только для нашего банка, но и для банковской системы в целом, - заявил глава "Российского кредита" Александр Лившиц. - Это шаг в направлении восстановления нормальной мировой практики банковской деятельности при решении проблем российских банков, столкнувшихся с временными трудностями".
В прошлом году Credit Agricole Indosuez вместе с десятком других банков и кредитных учреждений подал иск на "Российский кредит" в Нью-Йоркский суд, требуя возместить ущерб в связи с дефолтом, объявленным по облигациям на сумму $46 млн.
Первое решение в пользу "Российского кредита" было принято ранее. Нью-Йоркский апелляционный суд постановил, что - несмотря на озабоченность кредиторов, вызванную предполагаемым выводом активов, начавшимся после кризиса 1998 г. - они не могут арестовать активы банка в Люксембурге прежде, чем суд примет окончательное решение по этому вопросу.
Второе решение было принято в октябре. Суд по делам о несостоятельности южного округа Нью-Йорка постановил, что процедуры банкротства, инициированные в российских судах, были проведены законно, и что иностранные кредиторы не могут иметь преимущественного права в вопросе об условиях возмещения убытков.