Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 октября 2006 г.

Редакция | Financial Times

Нескончаемая роль Путина

Едва ли стоит удивляться, что президент, настолько популярный у себя в стране, насколько популярен Владимир Путин, хочет сохранить политическую активность после окончания второго срока в Кремле в марте 2008 года. Нет и никаких конституционных причин, по которым он не мог бы этого сделать, хотя для ясного и отчетливого перехода власти было бы лучше, если бы он полностью устранился из российской политической жизни, как это сделал его предшественник Борис Ельцин в 2000 году. Российская конституция, как и американская, не позволяет президенту оставаться на посту более двух сроков подряд, и Путин заявил, что он с уважением отнесется к этому закону.

Тем не менее ответ Путина на вопрос, заданный ему по телефону во время "Прямой линии" на этой неделе, когда он сказал, что намерен сохранять определенное влияние, вызывает некоторое опасение, не продолжит ли он свою политику централизации и захвата контроля из-за кулис.

Подобные тенденции были еще более очевидны во внутренней политике Путина, чем в его жестком отстаивании национальных интересов перед лицом соседних Украины и Грузии и в энергетической политике в отношении ЕС. Он усилил значимость государства как собственника и действующего лица в экономике, расширил свои полномочия в сфере назначений в политической системе России, усилил контроль государства над СМИ и создал давление на неправительственные организации.

Однако последние партийные маневры в России выводят манию контроля на новый уровень. Три мелкие партии - Партия жизни, "Родина" и Партия пенсионеров - в ближайшие выходные должны завершить слияние, чтобы сформировать новую левоцентристскую оппозицию, которая поддерживает Путина так же, как "Единая Россия" - партия правого большинства, которая доминирует в Госдуме.

Это означает нечто большее, чем действия Кремля на манер осторожного игрока в рулетку, который ставит и на черное, и на красное. Здесь просматривается попытка создать левую альтернативу Коммунистической партии, которая сдает позиции по мере старения своих естественных политических сторонников, испытывающих ностальгию по советскому прошлому.

Добрым знаком для будущей объединенной партии стал тот факт, что на этой неделе кандидат от Партии жизни одержал верх над действующим мэром Самары, представляющим "Единую Россию". Однако новая партия может оказаться в конечном счете маргинализирована, как это произошло с партией "Родина", которая тоже зародилась как выпестованная Кремлем альтернатива коммунистам. Ведь, несмотря на то что основным признаком путинизма является ставка на государство, некоторые политические решения, такие как ввод единой ставки подоходного налога и замена натуральных льгот пенсионерам денежными компенсациями, выявляют в нем, по существу, политика правого толка.

Новый оппозиционный альянс партий, наряду с "Единой Россией", для Путина означает повышение вероятности, что на президентских выборах 2008 года выиграет избранный Путиным преемник. Более чем вероятно также, что Путин будет иметь значительное влияние на этого преемника. В лучшем случае можно надеяться только на то, что следующий российский президент со временем воспользуется властью главы государства, чтобы освободиться от своего покровителя.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru