"Хамас" желает "освободить палестинцев", а не уничтожить Израиль, заявил в четверг в интервью Jerusalem Post верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана.
В интервью, последовавшем за переговорами с министром иностранных дел Ципи Ливни в Тель-Авиве, он сказал, что "нет ничего невозможного" в том, чтобы "Хамас" изменил свое отношение и "признал существование Израиля". История показала, что люди и государства "приспосабливаются к реальности", сказал он. "Я не хочу терять надежду".
В ответ на возражения о том, что он недооценивает фундаменталистские религиозные взгляды, лежащие в основе идеологии "Хамаса", Солана отвечает: "Я не могу представить, что религиозные взгляды, если дело действительно касается религии, могут побудить кого-то уничтожить другую страну... Таким образом, это злоупотребление религией..."
"Я не считаю, что главная задача "Хамаса" состоит в уничтожении Израиля. Главная задача "Хамаса" - освобождение палестинцев, - добавил он. - Освобождение собственного народа, а не уничтожение Израиля".
Солана, считающий себя "добрым другом Израиля", также сказал, что опасается, что, при наличии различных проблем в области безопасности, демографии и прочих, "некоторые идеи ряда израильских лидеров могут оказаться не лучшим средством для обеспечения безопасности Израиля".
Например, он сказал: "Я никогда не считал хорошей мыслью строительства барьера безопасности".
Когда ему попытались указать на то, что барьер безопасности спас сотни жизней, он ответил: "Я полагаю, были и другие способы добиться этого. В любом случае, стену следовало строить по границе 1967 года".
Он считает, что иногда усилия Израиля по обеспечению безопасности, несмотря на свою важность, приводят "скорее к опасности, нежели к безопасности", упомянув в связи с этим меры, предпринятые в отношении контрольно-пропускного пункта Рафах.
Он также заявил о своем несогласии с будущим министром Авигдором Либерманом, с которым встретился в среду. Взгляды лидера партии НДИ, сказал он образно, "весьма далеки от классических позиций израильских лидеров".
Он добавил, что нельзя забывать о словах президента США Джорджа Буша, который заявил, что задача мирного процесса в целом и плана "Дорожная карта" в частности состоит в том, чтобы положить конец оккупации, начатой в 1967 году, выработав решение силами двух стран.
По иранскому вопросу верховный представитель ЕС по внешней политике заявил, что кризис вокруг ядерной программы Тегерана пока не достиг "красной зоны" и что международное сообщество придерживается своего намерения использовать дипломатические пути, а в случае невозможности дипломатического решения для препятствования Ирану в приобретении ядерного оружия будет привлечен Совет Безопасности ООН. "Любое решение вопроса (с помощью дипломатии или ООН) лучше, чем более радикальные способы".
Он полностью разделяет обеспокоенность Израиля относительно "некоторых действий, предпринимаемых Ираном", а также по поводу постоянных попыток президента Махмуда Ахмадинежада поставить под сомнение легитимность Израиля. "Подобные заявления не должны быть допустимы", - высказался он по поводу призывов иранского лидера к уничтожению Израиля.
Появление ядерного Ирана создаст "серьезную угрозу. Поэтому международное сообщество делает все возможное, чтобы удостовериться, что этого не случится", - подчеркнул Солана.
Наконец, несмотря на то, что, по его словам, встреча с сирийским президентом Башаром Асадом "не оправдала возложенных ожиданий", для Израиля было бы мудрым решением присмотреться к недавним мирным инициативам Сирии.
"Я не думаю, что премьер-министр Израиля обязан это делать", - сказал Солана, но кто-то должен взять это на себя. Процитировав бывшего госсекретаря США Джеймса Бейкера, он добавил: "Разговаривать со своим врагом нелегко".