Популярный украинский писатель Юрий Андрухович говорит в интервью Tageszeitug о том, что его страна скатилась сегодня к арестам, слежкам, цензуре - тем реалиям, которые украинцы хотели победить в ходе "оранжевой революции".
Комментируя приговор экс-премьеру Украины Юлии Тимошенко, Андрухович указывает на то, что в 1990-е годы, когда та была успешным предпринимателем, в стране царил тотальный хаос. "Несомненно, она не всегда следовала букве закона - но по-другому в тех реалиях было просто невозможно работать. И если говорить о том, что Тимошенко заслужила свой срок, тогда до нее на скамье подсудимых должны были оказаться больше сотни других бизнесменов, которые сколачивали свои капиталы в то же время. Но сегодня большинству из них ничего не угрожает".
Кроме того, продолжает писатель, был реабилитирован экс-президент Леонид Кучма, которого связывали с убийствами оппозиционно настроенных журналистов.
"От революции 2004 года остался исторический шанс, который мы упустили", - констатирует Андрухович. "Сегодняшние власть имущие вокруг Виктора Януковича делают все возможное для того, чтобы сжечь мосты к оппозиции. (...) По сути, любой украинец, который пытается публично выражать свое мнение, находится в опасности: процесс над Тимошенко - всего лишь самая громкая история. Любой может стать жертвой произвола полиции - и это случается ежедневно. Это возврат к эпохе Кучмы, с той только разницей, что сейчас все гораздо более жестоко, чем раньше. Кучме было хотя бы важно, какой имидж будет у его страны среди западных демократий". Свободно о сегодняшней ситуации в стране можно говорить только в интернете. В России сложилась такая же ситуация. Однако, говорит писатель, все может развиваться и по китайскому сценарию - когда государство контролирует и Сеть.
По словам Юрия Андруховича, то, что сегодня студенты не являются движущей силой протестных настроений, как это было в 2004 году, связано в первую очередь с тем, что университеты теряют свою автономию. "Так, в прошлом году стало известно о том, что органы госбезопасности вынуждали ректораты идти на сотрудничество, регулярно сообщать о политической активности своих студентов и сотрудников. Открыто объявить об этом рискнул лишь ректор Католического университета Львова, (...) а тысячи его коллег просто согласились на сотрудничество с властью". По мнению писателя и публициста, украинское общество в целом сегодня не созрело к новым протестам - люди не видят в этом смысла и целей.
Украина тяжело пострадала от финансового кризиса. Однако в Киеве не сформировалось движений, подобных европейским и американским под лозунгом "Займи..." ("Occupy...") "Мы были бы счастливы, - замечает Андрухович. - Все понимают: даже если кризис серьезно затронет Европу, там все равно все будет лучше, чем у нас. У нас есть только кризис - больше ничего".
Украинская властная элита, замечает писатель, хочет быть европейцами и одновременно с этим деспотами у себя в стране. "У них есть недвижимость в Европе, они хранят свои деньги в европейских банках - им есть что терять в Европе". А европейцы, со своей стороны, вынуждены играть роль друзей Киева, поскольку Украина имеет серьезное геополитическое значение. Если давление из Брюсселя будет слишком сильным, Киев обратится в сторону Москвы. Это нескончаемая игра, резюмирует Юрий Андрухович.