Российский авианосец "Адмирал Кузнецов" уже 10 дней находится в море и идет в сирийский порт Тартус. В эту среду российская флотилия должна была зайти в испанский полуанклав Сеута, напротив Гибралтара, для дозаправки. Ранее это было обычным делом для российских военных кораблей - с 2011 года они заправлялись там минимум 60 раз. Но на этот раз произошел дипломатический скандал: отдельные государства НАТО потребовали от Испании не заправлять российские корабли. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заметил, что российская боевая группа в Сирии может применяться для бомбардировки мирного населения в Алеппо. При этом каждая страна, добавил он, может сама принимать решения, кому разрешать дозаправку.
Между тем эксперт по военно-морским силам мира и морской стратегии Йюрг Кюрзенер считает, что боевая эффективность российского авианосца является довольно скромной - его отправка служит скорее пропагандистским целям. Об этом он заявил в интервью швейцарской газете Neue Zuercher Zeitung.
"Хотя "Адмирал Кузнецов" называют авианосцем, он заслуживает этого обозначения лишь условно, - рассказал специалист: - Во-первых, у него нет катапульты, а только трамплин, так называемый Sky Jump. Да, самолеты могут взлетать с него, но не с полной боевой загрузкой. В итоге их боевая мощь ограничена". По его словам, "Адмирал Кузнецов" - это старый корабль (введен в эксплуатацию в 1991) с ограниченными возможностями. Ранее он назывался "Брежнев", "Тбилиси" и "Рига".
Что касается количества самолетов на его борту, то тут "данные разнятся", сказал эксперт. "Кто-то говорит о 50 самолетах и вертолетах. Но это завышено, - уверен Кюрзенер. - Куда более правдоподобными мне представляются следующие цифры: 12 боевых самолетов и 12 ударных вертолетов. Среди самолетов могут быть восемь Су-33, два Миг-29 и два Су-25, а вертолетов - различные версии Ка-27 и Ка-52. В то же время самолетов радиолокационной разведки на борту нет, как и ни одного самолета для воздушной дозаправки. В итоге радиус действий авиации ограничен".
"Тот факт, что наряду с авианосцем во флотилию входит буксир, также кое-что говорит о состоянии так называемого авианосца. Тем более, после возвращения из Средиземного моря он снова отправится на верфь на ремонт", - сказал собеседник издания.
Участие авианосца в сирийской войне не будет решающим, констатирует Кюрзенер. "Его боевые возможности ограничены, и эффект ожидается скорее политический, поскольку Россия вновь хочет, чтобы ее воспринимали в качестве важного игрока, в том числе и на море. Вероятно, с помощью этой флотилии русские собираются заявить о военном возвращении в Средиземное море, в некотором роде обозначить свое присутствие. Это - пропагандистская мера", - убежден эксперт.