Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
27 сентября 2002 г.

Ни в какой другой стране нет такого количества детей, играющих на фортепьяно, и соответственно такого количества честолюбивых родителей

Хе Квижен, самая младшая китайская чудо-пианистка, это симпатичная смышленая девочка, мать которой очень честолюбива. Родом из Шенценя, южно-китайской особой экономической зоны, она начала играть на пианино с пяти лет. В восемь лет Хе Квижен приняли в школу искусств в Шенцене, а в девять лет она в национальном конкурсе пианистов Steinway заняла первое место в своей возрастной группе. Успех Хе Квижен ? это мечта сотен тысяч китайских родителей. Наверное, нигде в мире нет такого количества детей, играющих на пианино, как в Китае, и, вероятно, ни в одной в другой стране родители, которые сами никогда не учились музыке или вовсе не имеют для этого данных, настолько стремятся сделать из своих детей маленьких пианистов. Здесь очень популярны фортепьянные конкурсы, на соответствующих учителей существует заметный спрос, их труд хорошо оплачивается.

Иностранные наблюдатели поражены числом талантов и мастерством китайских подростков. "Невероятно высоким" назвал уровень исполнения на конкурсе в Пекине ганноверский профессор Ари Варди. Пожалуй, каждый из участников мог бы завоевать в другой стране первое место. Страна с 1,3-миллиардным населением рождает много талантов, и конкуренция за места в школах вынуждает их много работать. "Мода на пианино" в Китае уже породила новые таланты, получившие и международное признание. Ли Юнди и Шен Са снискали всекитайскую славу, когда в 2000 году заняли первое и четвертое место на конкурсе им. Шопена в Варшаве. Теперь они оба учатся в Ганновере у Ари Варди и изредка приезжают на родину, чтобы давать там концерты. Ли Юнди в этом году впервые было разрешено сыграть в Большом зале народов.

С тех пор как в китайских городах возник и стал развиваться средний класс и было достигнуто скромное благосостояние, пианино превратилось в символ статуса и инструмент надежды для многих семей. Игра на пианино считается в Китае полезной для развития интеллекта. Тот, кому удается пробиться на самый верх, может гарантировать славу и доходы для всей семьи. Увлечению фортепьяно также способствует политика "одного ребенка". Родители отдают все свои надежды и все свое честолюбие одному ребенку, и поэтому уроки игры на фортепьяно входят в понятие хорошего образования. Матери и отцы строго следят за выполнением ежедневной нормы упражнений. Они сопровождают своего ребенка на пути к конкурсу и даже отказывают себе во многом, чтобы купить пианино и оплатить занятия своего ребенка.

Цена за китайское пианино составляет примерно 10 000 юаней (1250 евро), а это в Китае несколько месячных окладов, но все же оно доступно. Своего покупателя находят даже более дорогие импортные пианино. "В Китае растет рынок пианино, в то время как повсюду он переживает застой", - говорит Ян Ши из германо-американской фирмы Steinway. В Китае покупают даже рояли Steinway, которые стоят 500 000 юаней. Если до сих пор престижные инструменты приобретали только консерватории и школы, то теперь в Китае уже появилось несколько частных лиц, которые купили рояль для своего ребенка.

Увлечение пианино сопровождается растущим интересом к западной классической музыке. Этому способствует и то обстоятельство, что партийный лидер и президент Цзянь Цзэминь ценит классическую музыку. Заместитель премьер-министра Ли Ланквинг, ответственный за просвещение, тоже поклонник классической музыки. Это стимул для развития музыкальных школ. В Пекине и Шанхае регулярно даются концерты классической музыки и проводятся музыкальные фестивали. Лучшими слушателями считаются жители юга страны, который долгое время был "культурной пустыней". Продвижение классической музыки сверху тоже влияет на то, что повсюду в стране, а не только в Пекине и Шанхае, как прежде, строятся концертные залы. Однако сейчас самый большой храм музыки возводится в китайской столице. Монументальный "Национальный театр ", который строится за площадью Небесного мира, будет иметь сразу четыре концертных зала.

У многих пианиномания уже давно зашла слишком далеко. Несоразмерное честолюбие и строгость некоторых родителей уже стали причиной трагедий и протестов в семьях. Дети, которых родители заставляли часами играть на пианино, полностью лишая их свободного времени, в подростковом возрасте бросают занятия музыкой и больше не хотят садиться за инструмент. Однако тех, кто добивается успеха, приветствуют с огромным воодушевлением, как маленькую Хе Квижен. Теперь ей надо только выстоять.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru