В пятницу Владимир Путин посетовал на то, что "некоторые не видят никакой разницы между Советским Союзом и сегодняшней Россией", и пообещал сохранять курс на "демократическую страну с рыночной и социально ориентированной экономикой".
Поскольку господин Путин не имеет репутации насмешника, ирония здесь исключена. Однако "демократия", обещанная хозяином российского Кремля, все больше походит на "коммунистическое счастье", о котором говорили хозяева Кремля советского. Это не больше чем фасад. От "потёмкинских деревень" Россия пришла к "путинёмкинской демократии": на СМИ надет поводок, политическая оппозиция задавлена, юстиция управляема, органы безопасности освобождены от всякого надзора, экономика находится под контролем, националистов "гладят по шерстке". Тех же, кто хочет отделиться от матушки-России, "мочат", как чеченцев...
Безусловно, "усиление государства" было необходимо, чтобы преодолеть хаос, порожденный распадом СССР. А распространение терроризма требует принятия мер безопасности. Однако правда состоит в том, что Путин, который готовится посетить Пекин, совершает вираж в сторону Востока. Он мечтает не столько о западной демократии, сколько о китайской модели, в которой политическая диктатура сочетается с экономическим подъемом и социальной стабильностью.
Думается, этот вираж является ложным решением реальных проблем России. Монополизация власти одним кланом и устранение всякой оппозиции способны лишь усилить коррупцию и цинизм, затормозить экономическое и социальное развитие. Не искоренив при этом терроризм.