Десятки тысяч израильских поселенцев в это воскресенье устроили на Западном берегу реки Иордан праздник по случаю окончания моратория на строительство и расширение поселений. Напрасно премьер-министр Биньямин Нетаньяху призывал проявить сдержанность и не провоцировать палестинцев: многие депутаты из его собственной партии "Ликуд" приняли участие в торжествах на оккупированных территориях, сообщает El País. Как отмечает издание, мирный процесс, похоже, обречен на смерть, но в Нью-Йорке продолжают искать формулу, которая позволила бы продолжать переговоры.
Выступая в субботу на Генеральной ассамблее ООН, палестинский президент Махмуд Аббас заявил, что Израилю придется выбирать между миром и поселениями, а в воскресенье вновь подчеркнул: если мораторий не будет возобновлен и расширение поселений продолжится, смысла продолжать переговоры нет, пишет газета.
"Перед лицом эйфории поселенцев и дипломатической активности особенно заметно отсутствие Биньямина Нетаньяху. Израильский премьер под предлогом Праздника Кущей не стал созывать воскресное заседание совета министров и отказался от какой-либо публичной деятельности. Это дало ему возможность избежать разговоров на тему моратория. (...) Только спустя несколько минут после окончания моратория он сделал заявление о намерении работать ради "продолжения мирных переговоров" и призвал Аббаса продолжить переговорный процесс", - пишет газета.
Нетаньяху оказался в сложном положении, так как, с одной стороны, поселенцы составляют значительную часть его электората, а парламентское большинство зависит от ультранационалистических партий, выступающих против создания палестинского государства, а с другой - лейбористы угрожают покинуть коалицию, если мораторий не будет продлен. Впрочем, издание высказывает сомнения в том, что поселенцы согласятся с новыми ограничениями. 10 месяцев моратория стали для них "невыносимым оскорблением", отмечает корреспондент Энрик Гонсалес, и обстановка в поселениях постоянно накалялась. Депутат "Ликуда" Данни Данон заявил, что правительство должно "попросить прощения" у поселенцев за то, что целых 10 месяцев с ними обращались как с "гражданами второго сорта".