Русские иммигранты с большим интересом наблюдают за тем, чего же, собственно, хочет московский президент от Израиля
Для Любы Темкин это сомнению не подлежит: "Конечно, - говорит она, - мы будем наблюдать за визитом Путина с интересом". Ведь "многие из нас еще сохранили крепкие связи со старой родиной, там у нас друзья и родственники".
Владимир Путин, который прилетел в Израиль в среду, это первый российский президент, прибывший в ее страну с государственным визитом. И он может рассчитывать на пристальное к себе внимание. Прежде всего, за ходом визита будут наблюдать журналисты многочисленных израильских русскоязычных газет и телеканалов.
Уже сейчас звучат слова об "историческом визите" - возможно, он станет таковым, поскольку президент в самом начале своей поездки по региону, во время остановки в Каире, внес предложение о том, чтобы найти выход из перманентного кризиса на Ближнем Востоке весной 2006 года в Москве на международном саммите. Однако возможно, что из-за продажи российского вооружения Сирии и поддержки Москвой строительства атомной электростанции на территории Ирана, злейшего врага Израиля, визит Путина пройдет не слишком гладко.
Среди русскоязычных израильтян чувства к России противоречивы. Их волнуют новые антисемитские веяния в России, что определяет скорее критический взгляд на Кремль и его хозяина. Многие из них воспринимают суд над владельцем ЮКОСа Михаилом Ходорковским как открытую атаку на еврейских бизнесменов. Некоторые из нелюбимых в правление Путина олигархов уже несколько лет как нашли себе новый дом в Израиле и избежали тем самым преследования со стороны властей в Москве.
Ближневосточная политика Кремля традиционно считается проарабской. "Возможно, Путин хочет позвать евреев обратно", - подозревают особо недоверчивые. Израильские средства массовой информации уже давно сообщают об озабоченности правительства тем, что в Израиль прибывает все меньше эмигрантов, а некоторые "русские" евреи возвращаются на старую родину. С тех пор как экономическое положение в России улучшилось, старая родина видится им в новом свете. Однако лишь меньшинство "русских" готово отвернуться от Израиля. И хотя они в отличие от иммигрантов первой волны никогда полностью не рвали связей со старой родиной, исследования показывают, что по большей части они успешно интегрировались в израильское общество.
На эмиграцию в Израиль Любу подвигла, прежде всего, озабоченность будущим ее дочери. В ее родном белорусском городе семья никогда не могла открыто исповедовать иудаизм. "Перед Песахом мать всегда пропадала, чтобы у соседки тайком испечь мацу", - вспоминает свою молодость 57-летняя женщина. Когда после катастрофы на Чернобыльской АЭС обострились еще и экономические проблемы, одинокая мать вместе со своими родителями собрала в 1991 году чемоданы и приехала в Ашдод.
"Каждый хочет вернуться к своим корням", - говорит она, гордясь сегодня тем, что ее дочь знает все еврейские обычаи, что она на них выросла. Хотя Люба, юрист по образованию, не смогла устроиться на работу по специальности и живет в достаточно трудных материальных условиях, она ни разу не пожалела, что решилась начать новую жизнь на Ближнем Востоке.
Ни один другой израильский город не представляет собой такого симбиоза русского и израильского образа жизни, как Ашдод. С увеличением потока переселенцев вырос и основанный в 1956 году город, расположенный к югу от Тель-Авива. Его облик определяют широкие улицы и современные малоэтажные дома, новые кварталы протянулись до самой пустыни. Сегодня здесь проживает около 200 тысяч человек, треть из них - иммигранты из бывшего Советского Союза. На большинстве хлебных, книжных и продовольственных магазинов висят вывески на русском и на иврите.
Люба не случайно выбрала в качестве места для нашей встречи кафе в русском супермаркете. С гордостью она демонстрирует широкий ассортимент русских тортов, многочисленные разновидности водки и большой выбор замороженных пельменей. "Когда супермаркет только открылся, вокруг него было много споров и ругани", - вспоминает она.
Торговая сеть оперативно отреагировала на волну переселенцев, возросшую в начале 90-х годов, и включила в ассортимент не только излюбленные русские продукты, но и свинину, что поначалу настроило ортодоксальных евреев против "русских". С тех пор филиалы некошерной торговой сети, находящейся на подъеме, появились по всей стране. "За это время, - радуется Люба, - местные израильтяне тоже пристрастились к нашим продуктам".