"Мы прибежали с водой, но уже ничего нельзя было сделать. Когда огонь был потушен, мы заглянули внутрь джипа. Сначала мы подумали, что там никого нет". Али эль-Нафари - главный пожарный в Насирии. В том голубом джипе - в автомобиле, который называют бронированным средством, - припаркованном на тротуаре, рядом с большой пальмой, находилось пять военнослужащих многонациональных сил: четыре итальянца и один румын. Выжил лишь один из них - карабинер. Он тяжело ранен. В настоящее время он находится в американском госпитале в Кувейте, у него ожог 40% поверхности тела.
Так погибли итальянцы, прямо перед зданием иракской пожарной службы. Эта трагедия произошла у северного въезда в Насирию, в километре от штаб-квартиры местного управления полиции, куда они и направлялись, в зеленую зону под названием "Аль-Мансурия". Они погибли среди пальм, внутри "галоши", превратившейся в пекло.
В Италии в этот момент было семь утра. Солнце поднялось уже высоко над иракским городом, киоск с прохладительными напитками находился на другой стороне улицы, у стены с огромными портретами шиитских святых Али и Хусейна.
Бомба, в результате взрыва которой они погибли, могла быть, по словам экспертов, кумулятивным зарядом. Это легкий снаряд с небольшим количеством взрывчатки, который может перенести один человек, но такой заряд способен пробить броню: осколки металла разлетаются со скоростью 10 тысяч метров в секунду, и внутри бронированного средства возникает сильный огонь. Именно такой взрыв наблюдали вчера утром пожарные капитана Али. Автомобиль не пострадал с внешней стороны, но внутри - как будто бы никого и не было.
Никола Чарделли, 34 года, капитан-парашютист, Франко Латтанцио и Карло Де Трицио, 38 и 37 лет, старшие фельдфебели. Румынскому капралу Богдану Ханчу было 27 лет. Их жизнь испарилась со скоростью 10 тысяч километров в секунду на шоссе, по которому из базы Кэмп-Миттика можно попасть в центр Насирии. Их останки будут доставлены в Италию завтра. Состояние раненого Энрико Фрассанито военные врачи на американской базе в Кувейт-Сити оценивают как "стабильное". Погибшие входили в состав контингента численностью около 300 тысяч солдат, включавшего 2600 итальянцев. 12 ноября 2003 года в самом начале операции "Древняя Вавилония" в результате теракта, совершенного боевиками "Аль-Каиды", погибли 19 итальянских военнослужащих. Но сегодня совершенно иная ситуация. В Ираке менее чем за год прошли три избирательные кампании, вскоре будет сформировано новое правительство, коалиционные силы готовятся к уходу из Ирака. В конце 2006 года итальянцы покинут Ирак, несмотря на политические призывы аз-Заркави, главная цель - как можно быстрее покинуть эту пустыню.
Бомбы, устанавливаемые на обочине дорог, не оставляют пространства для стратегии ухода. Американские солдаты имеют в виду эти заряды, когда шутят: "Эй, кто тебе сказал, что в Ираке мы не нашли оружия массового поражения?" В прошлом году 407 из 846 погибших американцев умерли в результате взрывов дорожных фугасов в автомобилях со слишком легкой броней. В 2004 году повстанцы взорвали 5607 автосредств, в 2005-м - 10 тысяч.
До вчерашнего дня итальянцы не становились жертвами таких бомб. Последним погибшим в перестрелке год назад был фельдфебель Симоне Кола, 32 года, пулеметчик вертолетного экипажа: пуля из "калашникова" прошла через подмышечную впадину и пробила бронежилет. Но в Ираке фугасы кустарного производства не являются чем-то необычным: позавчера в Баакубе на такой бомбе подорвались пять иракцев. Тот, кто установил заряд, хотел уничтожить американский конвой или иракскую полицию, но ошибся со временем.
Вчера в Насирии расчет был точным. Взрыв поразил второй джип из группы, состоявшей из 4 автомобилей карабинеров. Прибежали друзья, иракские пожарные, приехали машины скорой помощи, взрывотехники. Это второй удар за два месяца: в прошлую субботу бомба взорвалась под другой патрульной машиной, но в тот раз обошлось без жертв. "Рано или поздно это должно было случиться", - сказал корреспонденту Corriere Джасим аль-Масауи.
Он живет в Насирии, знает плохих и хороших. "В нашей провинции почти миллион солдат из старой армии, они остались без работы. В последние 10 дней полиция проводила широкомасштабную операцию на юге города, в результате которой были арестованы члены бывшей партии "Баас". Принимали ли итальянцы участие в этой операции? "Не думаю, но итальянцы помогают формировать иракские силы безопасности. Для кого-то этого могло быть достаточно". Для кого? "Ваши погибшие - это наши погибшие, это наши сыновья, которых убивают террористы, которые не имеют ничего общего с населением страны".
Вчера власти города Насирия выразили свое соболезнование командующему контингентом генералу Наталино Мадедду, а президент Республики Джалал Талабани направил послание с соболезнованиями. Между тем в интернете появились два сообщения об ответственности за теракт. Одно подписано группировкой, о которой ранее ничего не было известно, - "Бригада имама Хусейна", и считается не слишком достоверным. Второе принадлежит организации, которая уже наносила удар по итальянским интересам, - это "Исламская армия в Ираке", суннитская группа, которая в августе 2004 года захватила и убила Энцо Бальдони. Это сообщение больше походит на военную сводку: "Сегодня "Исламская армия в Ираке" уничтожила автомобиль, принадлежащий силам коалиции, при этом убиты три итальянских и один румынский военнослужащий".
Западный дипломатический источник в Багдаде поделился с Corriere информацией о том, что идет борьба между шиитскими группировками за контроль над территорией: бригады партии "Высший совет исламской революции в Ираке" контролируют священные города, "Армия Махди" Муктады ас-Садра контролирует часть Багдада. Теракт против итальянцев может быть "пробой сил" в ходе этой необъявленной гражданской войны. В то время как в Багдад приехали Конди Райс и Дональд Рамсфельд, чтобы призвать нового премьера аль-Малики решить проблему с вооруженными группировками, милиционные формирования на юге страны пользуются слабостью полиции и расширяют свое влияние.
"Ваши убитые - наши сыновья", - повторил вице-губернатор Насирии, покидая базу Кэмп-Миттика. А капитан пожарных Али эль-Нафари на протяжении нескольких часов повторял, что сначала ему показалось, и он понадеялся, что внутри взорвавшегося автомобиля никого нет.