Российский газовый монополист "Газпром" прекрасно осознает свою значимость как крупнейшего поставщика энергоресурсов в мире. "Что хорошо для "Газпрома", то хорошо и для России" - таков лейтмотив политики концерна. Заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев во время передачи BBC Hardtalk пошел еще дальше. "Газпром" - это благо для всего мира", - заявил он.
"Газпром" знает о своем влиянии на рынке и взирает одновременно на Восток и Запад, как двуглавый орел на гербе России. Концерн владеет нефтяными и газовыми резервами, в пять раз превышающими запасы американского гиганта ExxonMobil, находящегося на втором месте по объемам ресурсов. Не возникает сомнений в том, что "Газпром" будет существенно влиять на политику мирового энергетического бизнеса в последующие 10 лет.
Между тем рыночная стоимость "Газпрома" составляет 265 млрд долларов, что выводит концерн на четвертое место в мире. Медведев назвал в качестве конечной цели для капитализации рынка "триллион долларов" - и заявил о существовании длинного списка приобретений, который предстоит проработать.
Первая галочка в этом списке была поставлена в Томске. "Газпром" увеличит свою долю в российско-германском предприятии Wingas, совместном предприятии с концерном BASF. Исполнилась заветная мечта российского президента Владимира Путина. "Газпром" получил доступ к общей цепочке создания стоимости. Эта цепочка начинается с разведки месторождений в Западной Сибири, затем идет через запланированный Балтийский газопровод и заканчивается распределением ресурсов в Германии и других европейских странах. Не хватает только городской электростанции, чтобы получить непосредственный доступ к конечному потребителю.
"Газпром" планирует создание других аналогичных цепочек. Несмотря на то, что такие соглашения стали возможны, а "Газпром" уже сделал аналогичные приобретения во многих европейских странах, концерн заявляет о дискриминации своих интересов в Европе. На самом деле, ЕС хочет добиться отмены долгосрочных договоров, заключенных "Газпромом" с небольшим количеством покупателей. Идея такова: газ должен продаваться на границе с ЕС конкурирующим между собой покупателям. Это должно пойти на благо потребителю.
Однако "Газпром" заявил на это, что без долгосрочных договоров не может идти речи и об энергетической безопасности. Почему должен иссякнуть поток газа, если идет торговля на рынках кассовых сделок, "Газпром" так и не смог внятно объяснить. Концерн нуждается в гарантиях при планировании на ближайшие десятилетия. Это может помешать направить миллиардные инвестиции в российский энергетический сектор. По оценкам концерна E.on, в будущем году России необходимо будет инвестировать в энергетический сектор до 330 млрд евро.
Планы по экспансии "Газпром" сопровождает заявлением, что если в Европе концерну будут чиниться препятствия, то он переключится на рынки Северной Америки и Китая. При этом препятствия, якобы чинимые "Газпрому" в Европе, намного меньше тех, на которые наталкиваются в энергетическом бизнесе иностранные компании в России.
У себя на родине "Газпром" занимается коммерческой деятельностью в условиях, далеких от рыночной экономики: он владеет лицензией на добычу газа, сетью трубопроводов и экспортной монополией. Максимум, чем он может поделиться, это миноритарное участие.
Такого рода монополия очень удобна для концерна, и он не хочет, чтобы она треснула по швам. Кремль отказался ратифицировать Европейскую энергетическую хартию. Эта хартия регулирует рыночные отношения в энергетической сфере между государствами, призвана оберегать инвестиции и обеспечивать равный для всех доступ к трубопроводам.