В свете новых шагов России по сближению с Абхазией и Южной Осетией, а также из-за инцидента со сбитым грузинским самолетом-разведчиком Тбилиси опасается окончательно потерять сепаратистские республики. Грузинские чиновники заявляют об "открытой агрессии" со стороны Москвы и предупреждают: если не дать отпор сейчас, аппетиты Кремля только возрастут. По мнению некоторых иностранных наблюдателей, новый вооруженный конфликт на Кавказе позволит предотвратить лишь помощь стран НАТО - и твердость "архитектора новой Грузии" Саакашвили. Пока, однако, Россия не спешит признавать самопровозглашенные государства, ограничиваясь оказанием давления на Грузию, подчеркивают зарубежные газеты. Судя по всему, Москва пытается добиться, чтобы Украина и Грузия вновь не получили Плана по подготовке к членству в НАТО на предстоящем саммите альянса в декабре.
Грузинские чиновники начали "массированное дипломатическое наступление" в Европе, опасаясь, что Россия попытается дестабилизировать обстановку накануне декабрьских переговоров по вступлению в НАТО, пишет International Herald Tribune. В пятницу министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе заявил, что его страна превращается в заложника в ожесточенном противостоянии России с Западом. В ближайшие месяцы, сказал дипломат, станет ясно, поддадутся ли Европа и США нажиму Москвы или будут твердо стоять на своем. "Мы говорим европейцам: если закрывать глаза на то, как Россия обращается с Грузией, и проводить политику умиротворения, это будет иметь последствия и для других стран", - пояснил позицию своего правительства Бакрадзе.
"Умиротворительный" настрой явственно ощущался на апрельском саммите НАТО в Бухаресте, где лидеры стран альянса отказались предоставить Украине и Грузии План действий по членству в НАТО (ПДЧ), указал министр. В декабре представители государств НАТО встретятся, чтобы снова рассмотреть этот вопрос, и Россия, как утверждает Бакрадзе, уже сейчас изо всех сил старается ослабить шансы Грузии на принятие в НАТО.
Так, на прошлой неделе российским самолетом в воздушном пространстве Грузии был сбит беспилотный самолет-разведчик, сообщили в Тбилиси. А неделей ранее Владимир Путин заявил, что Россия намерена расширять сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией - Бакрадзе назвал это "ползучей аннексией". Наконец, в минувшую пятницу представитель российского МИД Валерий Кеняйкин предупредил: если дело дойдет до вооруженного конфликта, Россия готова применить для защиты своих граждан "военные методы", напоминает издание.
Вице-премьер и министр грузинского правительства по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Георгий Барамидзе через французскую Le Monde обратился к Западу с призывом вмешаться в разгорающийся конфликт. Уничтожение грузинского самолета-разведчика 20 апреля он назвал "прямым актом агрессии" и напомнил, что несколько лет назад российская авиация уже бомбила Панкисское ущелье, а в августе 2007 года "попыталась разрушить радарную станцию около Тбилиси". Новое сближение Кремля с Абхазией и Южной Осетией Барамидзе считает "ясным свидетельством того, что Россия начала узаконивание фактической аннексии наших территорий".
Никто не хочет возвращения холодной войны или новой конфронтации, но необходимо дать ответ агрессору, указал Барамидзе. "Когда у русских разгорается аппетит, они идут все дальше и дальше, - отметил он. - Украина, без сомнений, будет следующей в списке, за ней последуют Молдавия или страны Восточной Европы". Именно поэтому "надо использовать все средства давления" в отношении России, настаивает грузинский чиновник.
Представители американского Сената в статье для The Washington Times также призывают Североатлантический альянс решительно встать на защиту интересов Грузии. России удалось добиться, чтобы в ходе апрельского саммита НАТО в Бухаресте Украина и Грузия не получили Плана по подготовке к членству в альянсе. Однако попытки задобрить Москву закончились провалом, указывают Джозеф Байден и Ричард Лугар, возглавляющие сенатскую Комиссию по международным отношениям. Уже через несколько дней после саммита Кремль стал предпринимать шаги по сближению с Абхазией и Южной Осетией, отмечают конгрессмены.
Эти действия призваны сорвать дипломатическую инициативу грузинского президента Михаила Саакашвили, пишут Байден и Лугар. В частности, Тбилиси предлагает назначить вице-президентом представителя Абхазии, предоставить республике право законодательного вето, а также международные гарантии автономии. Что же касается Москвы, она надеется спровоцировать конфронтацию на Кавказе, чтобы еще более усложнить для Грузии вступление в НАТО. Вашингтон и его союзники не должны попасть в ловушку, предостерегают авторы статьи.
Пока что Тбилиси предпочитает сдержанность и переговоры - об этом свидетельствует щедрое дипломатическое предложение Саакашвили. Грузия выполнила свою задачу, считают сенаторы: она не стала горячиться и продолжила искать дипломатическое решение. Пришло время трансатлантическому сообществу проявить единство и твердость, говорят они. Альянс должен решиться на предоставление Грузии и Украине ПДЧ на следующем саммите НАТО - в декабре. "Если мы начнем действовать немедленно, то мирное разрешение кризиса окажется возможным", - подводят итог Лугар и Байден.
А вот Россия вовсе не заинтересована в урегулировании конфликта, приводит австрийская Der Standard слова политолога Герхарда Манготта. Стремление Абхазии и Южной Осетии к независимости усилилось после отделения Косово от Сербии, считает он, и это вынудило Москву действовать. Кремль зашел в случае с Абхазией так далеко, как ему это было выгодно, однако вряд ли он захочет признавать самопровозглашенные государства, уверен Манготт. Скорее, Москвы просто использует замороженные конфликты для давления на Грузию. Именно поэтому в ответ на компромиссные предложения Грузии абхазскому правительству Москва пошла на обострение конфликта. Россия и сама не хочет регулировать конфликт, и не позволяет это сделать Грузии.
По всей видимости, новая эскалация конфликта никак не связана с передачей власти в России, считает эксперт. Гораздо большую роль играет политический кризис в самой Грузии: накануне парламентских выборов правящая партия Михаила Саакашвили решила укрепить свои позиции, говоря о внешней угрозе.
Тем не менее, конфликт не приобретет международного масштаба, поскольку ни Франция, ни Германия, ни США не заинтересованы в прямом военном конфликте с Россией, успокаивает Майнготт. Но в политическом плане он уже, несомненно, вышел на международный уровень. В новых условиях НАТО явно предложит Грузии присоединиться к ПДЧ, говорит политолог.
Сейчас главная политическая задача грузинского президента - доказать, что Грузия достойна стать членом "евро-атлантического сообщества", пишет международный обозреватель The Financial Times Гидеон Рахман - ему удалось побеседовать с Михаилом Саакашвили лично, убедившись в его гостеприимстве и обаянии. Но судьбу Грузии неизбежно предопределяют ее отношения с колоссальным соседом - Россией, признает репортер.
Грузия неизбежно вынуждена жить в тени России, пишет FT. Но Саакашвили стремится создать для своей страны новые горизонты, чтобы она смотрела на Запад. "Грузины всегда очень гордились тем, что были частью общеевропейского контекста: крестоносцы, крупные европейские торговые пути, борьба за Константинополь. Когда они участвовали в этом, то были счастливы", - рассказал Саакашвили британскому журналисту. Однако братья-европейцы сомневаются, что Грузия - это часть Европы, сознает президент. Действительно, Саакашвили - верный друг самого могущественного западного "короля", Джорджа Буша, но даже этого оказалось недостаточно для сближения с НАТО, отмечает Рахман.
Также по теме:
Агрессия в Грузии (The Washington Post)
Кремль поддает жару тлеющим конфликтам (Обзор прессы)