Удастся ли Обаме принести мир на Ближний Восток, увязав палестино-израильское урегулирование с иранской ядерной проблемой?
В американской политике существует расхожее представление о том, что ближневосточным урегулированием президенту лучше заниматься во время второго срока. Однако опыт двух предшественников Обамы от Демократической партии, Джимми Картера и Билла Клинтона, говорит скорее об обратном - Картеру в течение нескольких месяцев после инаугурации удалось добиться подписания Кэмп-Дэвидских соглашений между Египтом и Израилем, результатом которых является длящийся и поныне мир между этими двумя странами; все многолетние усилия Клинтона в свою очередь завершились неудачей в 2000 году в том же Кэмп-Дэвиде. Похоже, пишет журналист The Independent Дональд Макинтайр, Обама действительно намерен выполнить одно из своих предвыборных обещаний - безотлагательно заняться Ближним Востоком.
По меньшей мере об этом говорит назначение Джорджа Митчелла в качестве специального посланника в этом регионе, встреча с королем Иордании Абдаллой, а также приглашение лидеров Израиля, Палестины и Египта на совместную встречу в начале июня.
Многие, отмечает автор, не ожидали, что новая администрация так скоро займется ближневосточным урегулированием. Более того, после победы на парламентских выборах в Израиле правой коалиции, приведшей к власти "ястреба" Нетаньяху, пока еще не готового даже признать Палестину как государство, многие эксперты вообще поговаривали о том, что процесс палестино-израильского урегулирования вообще придется "ставить на парковку".
Впрочем, как говорил президент Эйзенхауэр, "если не можешь решить проблему, раздвинь ее границы". Еще в ноябре прошлого года британский министр иностранных дел Милибэнд предложил от решения с участием двух государств (Израиль, Палестина) перейти к решению с участием двадцати трех государств (Лига арабских государств и Израиль). В том же выступлении, явно адресованном новой администрации, отмечался очевидный, но часто упускаемый из виду факт: палестинцам нечего предложить Израилю. С другой стороны, арабские страны могут предложить в обмен на возвращение к границам 1967 года и признание Нетаньяху Палестины признание Израиля, в особенности это касается Сирии и вопроса о Голанских высотах.
В еще более широком международном контексте, продолжает автор, речь может идти о так называемой "большой сделке", где Израилю и арабским странам будут предоставлены гарантии безопасности НАТО от иранской ядерной угрозы, дестабилизирующей ситуацию в регионе. Возможно, именно привязка урегулирования к иранской проблеме позволит сдвинуть ситуацию с мертвой точки.